СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Досуговая деятельность как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема создания комплекса мероприятий, направленных на профилактику компьютерной зависимости у подростков, путем правильной организации досуга, может быть использован педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Досуговая деятельность как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков»

Досуговая деятельность как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков


Автор: Хашимов Константин Олегович

Студент Тольяттинского социально-педагогического колледжа

Специальность: Педагогика дополнительного образования

Руководитель: Дабагян Оксана Юрьевна

Преподаватель педагогики и психологии


В статье рассматривается проблема создания комплекса мероприятий, направленных на профилактику компьютерной зависимости у подростков, путем правильной организации досуга, может быть использован педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе

Ключевые слова: компьютерная зависимость, компьютер, досуг, профилактика.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования досуговой деятельности как средство профилактики компьютерной зависимости подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными условиями эффективной профилактики компьютерной зависимости у подростков являются:

- выявление специфики формирования компьютерной зависимости у подростков;

- выявление эффективных методов проведения досуговой деятельности у подростков;

- проектирование и апробация комплекса учебных занятий направленных на организацию досуговой деятельности, для предотвращения и профилактики компьютерной зависимости.

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (О.Н Арестова., Г.С Абрамова, Д.И Воронов и др.); исследования компьютерной зависимости (А.Е. Войскунский, Л.И. Шакирова, В.А. Лоскутова, Носов Н.А. и др.); теории влияния информационных технологий на развитие подростков (К.С. Лисецкий, Войкунский А.Е.); организация досуговой деятельности (О. Понукалина, Л.С. Выготский и др.); методы использования компьютера в педагогике (П.В. Румянцева).

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Сегодня, когда современное общество решает проблему усовершенствования образовательного процесса, важную роль в обучении детей стал занимать Интернет, раскрывающий множество путей к получению всевозможных ресурсов, и не только образовательных. Такой поток информации, который исходит из всемирной Сети и влияет на сознание ребенка, по своей структуре больше хаотичен, чем последователен. Это объясняется тем, что количество подаваемой информации из Интернета в массы, не ограничивается никем и ничем. Как только ребенок получает неограниченный доступ в Интернет, то его психика достаточно быстро начинает привыкать и усваивать такой темп получения информации, в который её погружает киберпространство. Подтверждением данным словам, могут стать научные изыскания, проведенные известным ученым Д.И. Фельдштейном, исследовавшим проблему влияния Интернета на человека. Ученый отмечает, что исследования, проводимые два-три десятилетия назад, доказывали то, что раньше ребенок проходил свое развитие в конкретных определенных условиях социума, то сейчас на его развитие оказывает существенное влияние та информация, которая преподносит обществу СМИ, в том числе и Интернет-пространство. Поэтому, информация, получаемая ребенком от родителей и педагогов становиться менее значимой для него. Дети находят множество преимуществ от пользования интернетом, одно из них, это то, что с его помощью они могут выстраивать различные формы и виды связей с разными людьми в ходе такого общения.

Однако, наряду с положительными моментами использования Интернета, нельзя не сказать и об отрицательных его сторонах. Об этом свидетельствуют работы в данной области известных ученых, таких как А. Е. Войскунский, Д.И. Воронов, О.Н. Арестова, а также других молодых авторов. Несколько работ было посвящено данной проблеме и в предыдущих работах авторов данного исследования, которые обращали внимание на проблему активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети [11, с.90]. Исследования таких ученых, как Л.С. Выготского, К.С. Лисецкого, Л.И. Шакировой и др. наводят нас на мысль о том, что на современном этапе существует реальная необходимость в поиске основных направлений профилактики интернет — зависимости.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в апреле 2019 года, в МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная – 7 человека и экспериментальная группы 7 человек.

Исследовательская работа включала в себя:

  1. определение уровня развития компьютерной зависимости;

  2. выявление эффективных методов и приемов для профилактики компьютерной зависимости;

  3. проектирование и апробация комплекса занятий по формирования эффективной профилактики компьютерной зависимости, посредством досуговой деятельности.

Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, беседы.

По результатам проведенных методик исследования был выведен средний показатель результатов уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

Таблица 1 - средний показатель на констатирующем этапе


Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

%

%

Очень низкий уровень

23.5%

24.5%

Низкий уровень

23.5%

37.5%

Средний уровень

37.5%

23.5%

Высокий уровень

15.5%

15.5%


Рисунок 1.Средний показатель результатов уровня развития компьютерной зависимости у подростков



На основе констатирующей части исследования была определена цель формирующего этапа: досуговая программа, как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков.

Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и осуществление мероприятий, направленных на организацию досуговой деятельности через комплекс тематических мероприятий. Формирующий эксперимент содержал в себе занятие на тему «Вне зависимости…», мозговой штурм «Интернет – добро или зло», просмотр фильма «Путь героя», досуговое мероприятие «Дети и компьютер», «Компьютер: вред или польза».

Мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане:

Таблица 2 - Календарно-тематический план мероприятий организации досуга как средство профилактики компьютерной зависимости

Дата

Название

мероприятия

Цель мероприятия

02.05.2019

Занятие «Вне зависимости…»

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

03.05.2019

Мозговой штурм «Интернет – добро или зло»

Дать представление о глобальной компьютерной сети, научить контролировать время работы за компьютером, развить навыки работы за компьютером для учебной деятельности.

04.05.2019

Просмотр фильма «Путь героя»

Познакомить учащихся с компьютерной зависимостью и способах борьбы с ней.

06.05.2019

Досуговое мероприятие «Компьютер: вред или польза»

Проинформировать учащихся о влиянии компьютера на их психическое и физическое здоровье, показать этапы и причины развития компьютерной зависимости.

07.05.2019

Досуговое мероприятие «Дети и компьютер»

Научить подростков соблюдать правила здоровья при работе за компьютером и правилам безопасности в сети Интернет.

08.05.2019

Тематическая беседа «Позитивная реальность»

Научить подростков правилам безопасной виртуальной реальности и определить разницу между реальным и виртуальным миром.



На контрольном этапе эксперимента повторно проведено тестирование по тем же методикам.

Таблица 3 - Сравнительные результаты среднего показателя уровня развития компьютерной зависимости




Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап

Контрольный этап

Констати-рующий этап

Контрольный этап


%

%

%

%

Очень низкий уровень

24.5%

16.3%

23.5%

46.6%

Низкий уровень

37.5%

32.6%

23.5%

33%

Средний уровень

23.5%

46.3%

37.5%

20.3%

Высокий уровень

15.5%%

15.5%

15.5%

0%



Рисунок 2 - Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы развития компьютерной зависимости у подростков

Рисунок 3 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы развития компьютерной зависимости у подростков

По результатам среднего показателя выявлено, что в контрольной группе очень низкий уровень компьютерной зависимости уменьшился на 8%, низкий уровень на 5%, средний уровень увеличился на 23%. В экспериментальной группе показатель компьютерной зависимости на очень низком уровне увеличился на 23%, на низком уровне увеличился на 10%, на среднем уровне уменьшился на 17%, высокий уровень упал до 0%.

Для заключительной диагностики были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Из анализа результатов тестирований было выявлено, что уровень развития компьютерной зависимости в экспериментальной группе значительно уменьшился, что свидетельствует о эффективности проведенных мероприятий.

Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в дипломной работе теорию – правильная организация досуга, включающая временное использование компьютера, как средство получения информации и знаний, приводит к уменьшению компьютерной зависимости. Использование разговоров не только о вреде компьютера, но и о его пользе, дало положительное влияния на предоставляемую информацию. Делая общий вывод можно сказать, что приведенные мероприятия, помогли сформировать у подростков свои собственные способы проведения досуга, идеи, информацию и заинтересованность к которым, они получили, и будут получать в процессе обучения в сети Интернет.












Литература

  1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Вестник Московского Университета. Психология. – 1996. – № 4. – С. 14.

  2. Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред.В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 1991. – С. 480

  3. Бабаев Ю.Б. Психологические последствия информатизации/ Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 1. – С. 89

  4. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 79.

  5. Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления / Д.И. Воронов, Л.Н. Юрьева, Я.В. Марущак / Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. - С. 167









5