Досуговая деятельность как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков
Автор: Хашимов Константин Олегович
Студент Тольяттинского социально-педагогического колледжа
Специальность: Педагогика дополнительного образования
Руководитель: Дабагян Оксана Юрьевна
Преподаватель педагогики и психологии
В статье рассматривается проблема создания комплекса мероприятий, направленных на профилактику компьютерной зависимости у подростков, путем правильной организации досуга, может быть использован педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе
Ключевые слова: компьютерная зависимость, компьютер, досуг, профилактика.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования досуговой деятельности как средство профилактики компьютерной зависимости подростков.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными условиями эффективной профилактики компьютерной зависимости у подростков являются:
- выявление специфики формирования компьютерной зависимости у подростков;
- выявление эффективных методов проведения досуговой деятельности у подростков;
- проектирование и апробация комплекса учебных занятий направленных на организацию досуговой деятельности, для предотвращения и профилактики компьютерной зависимости.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (О.Н Арестова., Г.С Абрамова, Д.И Воронов и др.); исследования компьютерной зависимости (А.Е. Войскунский, Л.И. Шакирова, В.А. Лоскутова, Носов Н.А. и др.); теории влияния информационных технологий на развитие подростков (К.С. Лисецкий, Войкунский А.Е.); организация досуговой деятельности (О. Понукалина, Л.С. Выготский и др.); методы использования компьютера в педагогике (П.В. Румянцева).
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Сегодня, когда современное общество решает проблему усовершенствования образовательного процесса, важную роль в обучении детей стал занимать Интернет, раскрывающий множество путей к получению всевозможных ресурсов, и не только образовательных. Такой поток информации, который исходит из всемирной Сети и влияет на сознание ребенка, по своей структуре больше хаотичен, чем последователен. Это объясняется тем, что количество подаваемой информации из Интернета в массы, не ограничивается никем и ничем. Как только ребенок получает неограниченный доступ в Интернет, то его психика достаточно быстро начинает привыкать и усваивать такой темп получения информации, в который её погружает киберпространство. Подтверждением данным словам, могут стать научные изыскания, проведенные известным ученым Д.И. Фельдштейном, исследовавшим проблему влияния Интернета на человека. Ученый отмечает, что исследования, проводимые два-три десятилетия назад, доказывали то, что раньше ребенок проходил свое развитие в конкретных определенных условиях социума, то сейчас на его развитие оказывает существенное влияние та информация, которая преподносит обществу СМИ, в том числе и Интернет-пространство. Поэтому, информация, получаемая ребенком от родителей и педагогов становиться менее значимой для него. Дети находят множество преимуществ от пользования интернетом, одно из них, это то, что с его помощью они могут выстраивать различные формы и виды связей с разными людьми в ходе такого общения.
Однако, наряду с положительными моментами использования Интернета, нельзя не сказать и об отрицательных его сторонах. Об этом свидетельствуют работы в данной области известных ученых, таких как А. Е. Войскунский, Д.И. Воронов, О.Н. Арестова, а также других молодых авторов. Несколько работ было посвящено данной проблеме и в предыдущих работах авторов данного исследования, которые обращали внимание на проблему активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети [11, с.90]. Исследования таких ученых, как Л.С. Выготского, К.С. Лисецкого, Л.И. Шакировой и др. наводят нас на мысль о том, что на современном этапе существует реальная необходимость в поиске основных направлений профилактики интернет — зависимости.
Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в апреле 2019 года, в МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная – 7 человека и экспериментальная группы 7 человек.
Исследовательская работа включала в себя:
определение уровня развития компьютерной зависимости;
выявление эффективных методов и приемов для профилактики компьютерной зависимости;
проектирование и апробация комплекса занятий по формирования эффективной профилактики компьютерной зависимости, посредством досуговой деятельности.
Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, беседы.
По результатам проведенных методик исследования был выведен средний показатель результатов уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Таблица 1 - средний показатель на констатирующем этапе
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
% | % |
Очень низкий уровень | 23.5% | 24.5% |
Низкий уровень | 23.5% | 37.5% |
Средний уровень | 37.5% | 23.5% |
Высокий уровень | 15.5% | 15.5% |

Рисунок 1.Средний показатель результатов уровня развития компьютерной зависимости у подростков
На основе констатирующей части исследования была определена цель формирующего этапа: досуговая программа, как средство профилактики компьютерной зависимости у подростков.
Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и осуществление мероприятий, направленных на организацию досуговой деятельности через комплекс тематических мероприятий. Формирующий эксперимент содержал в себе занятие на тему «Вне зависимости…», мозговой штурм «Интернет – добро или зло», просмотр фильма «Путь героя», досуговое мероприятие «Дети и компьютер», «Компьютер: вред или польза».
Мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане:
Таблица 2 - Календарно-тематический план мероприятий организации досуга как средство профилактики компьютерной зависимости
Дата | Название мероприятия | Цель мероприятия |
02.05.2019 | Занятие «Вне зависимости…» | Формирование ценностного отношения к своему здоровью |
03.05.2019 | Мозговой штурм «Интернет – добро или зло» | Дать представление о глобальной компьютерной сети, научить контролировать время работы за компьютером, развить навыки работы за компьютером для учебной деятельности. |
04.05.2019 | Просмотр фильма «Путь героя» | Познакомить учащихся с компьютерной зависимостью и способах борьбы с ней. |
06.05.2019 | Досуговое мероприятие «Компьютер: вред или польза» | Проинформировать учащихся о влиянии компьютера на их психическое и физическое здоровье, показать этапы и причины развития компьютерной зависимости. |
07.05.2019 | Досуговое мероприятие «Дети и компьютер» | Научить подростков соблюдать правила здоровья при работе за компьютером и правилам безопасности в сети Интернет. |
08.05.2019 | Тематическая беседа «Позитивная реальность» | Научить подростков правилам безопасной виртуальной реальности и определить разницу между реальным и виртуальным миром. |
На контрольном этапе эксперимента повторно проведено тестирование по тем же методикам.
Таблица 3 - Сравнительные результаты среднего показателя уровня развития компьютерной зависимости
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Констати-рующий этап | Контрольный этап | Констати-рующий этап | Контрольный этап |
% | % | % | % |
Очень низкий уровень | 24.5% | 16.3% | 23.5% | 46.6% |
Низкий уровень | 37.5% | 32.6% | 23.5% | 33% |
Средний уровень | 23.5% | 46.3% | 37.5% | 20.3% |
Высокий уровень | 15.5%% | 15.5% | 15.5% | 0% |

Рисунок 2 - Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы развития компьютерной зависимости у подростков

Рисунок 3 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы развития компьютерной зависимости у подростков
По результатам среднего показателя выявлено, что в контрольной группе очень низкий уровень компьютерной зависимости уменьшился на 8%, низкий уровень на 5%, средний уровень увеличился на 23%. В экспериментальной группе показатель компьютерной зависимости на очень низком уровне увеличился на 23%, на низком уровне увеличился на 10%, на среднем уровне уменьшился на 17%, высокий уровень упал до 0%.
Для заключительной диагностики были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Из анализа результатов тестирований было выявлено, что уровень развития компьютерной зависимости в экспериментальной группе значительно уменьшился, что свидетельствует о эффективности проведенных мероприятий.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в дипломной работе теорию – правильная организация досуга, включающая временное использование компьютера, как средство получения информации и знаний, приводит к уменьшению компьютерной зависимости. Использование разговоров не только о вреде компьютера, но и о его пользе, дало положительное влияния на предоставляемую информацию. Делая общий вывод можно сказать, что приведенные мероприятия, помогли сформировать у подростков свои собственные способы проведения досуга, идеи, информацию и заинтересованность к которым, они получили, и будут получать в процессе обучения в сети Интернет.
Литература
Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Вестник Московского Университета. Психология. – 1996. – № 4. – С. 14.
Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред.В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 1991. – С. 480
Бабаев Ю.Б. Психологические последствия информатизации/ Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 1. – С. 89
Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 79.
Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления / Д.И. Воронов, Л.Н. Юрьева, Я.В. Марущак / Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. - С. 167
5