СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доводящая карточка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доводящая карточка -это карточка, содержащая в себе повествовательный текст и посильные вопросы, доводящие до состояния пониматния смысла, содержащегося в тексте. Ученик, отвечая на вопросы доводящей карточки и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы 

Просмотр содержимого документа
«Доводящая карточка по русскому языку»



Новая идея в организации процесса усвоения новых знаний учащимися начальной школы.





Доводящая карточка – ступенька к самопознанию, самореализации.





Разработала учитель начальных классов МБОУ «Школа № 15»:

Гриценко О.Н.






г. Ачинск

2023 год




Для включенности и успешности в познавательный процесс мной простроена деятельность по обучению учащихся приемам работы в парах постоянного состава, в парах сменного состава, малых группах.

Я составила карточки по курсу «Русский язык» по теме «Состав слова» на 2-ой класса, учитывая алгоритм доводящих карточек. Доводящая карточка – это карточка, содержащая в себе повествовательный текс и посильные для учащихся вопросы, доводящие их до состояния понимания смысла, содержащегося в тексте. Подготовка к составлению карточки начинается с выделения главного вопроса, на который обучающиеся должны ответить после работы с карточкой. В каждом классе есть ребята, которые умеют и могут успешно изучать учебный материал самостоятельно. По складу своего характера, они любят поразмышлять над вопросами, отыскать ответы в учебнике, словаре, компьютере, им интересен процесс самопонимания, самообучения, самореализации. Вот на таких ребят и будет работать доводящая карточка. При организации учебных занятий карточка является как бы «представителем учителя», она обеспечивает понимание темы, управляет мышлением ученика. Ученик, отвечая на вопросы доводящей карточки и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы.

Алгоритм составления доводящих карточек.


  1. Доводящие карточки состоят из нескольких групп вопросов и заданий.

В первой группе вопросы и задания направлены на проверку старого материала, который необходимо знать для понимания нового, с другой стороны вопросы и задания этой группы концентрируют внимание ученика на изучение нового материала.

  1. Вопросы и задания этой группы обращают внимание ученика на разные слова и словосочетания.

  2. Вопросы третьей группы раскрывают смысл изучаемой темы, именно эти вопросы и задания окончательно обеспечивают появление понимания материала.

  3. Вопросы и задания 4 группы направлены на закрепление и углубление уже понятого материала.


Способы применения доводящих карточек могут быть различными, в зависимости от задачи данного урока. Это может быть организация индивидуальной самостоятельной работы с «отстающими», организация индивидуальной самостоятельной работы с «опережающими», организация работы всего класса при изучении нового материала и организация работы по повторению материала.

Созданные карточки я запустила в работу и получила хорошие результаты.

Методику доводящей карточки можно успешно применять при организации ИОУЗ (индивидуально-ориентировочных учебных занятий), т.к. она обеспечивает понимание конкретного ученика и направлена на самостоятельную работ каждого, позволяет двигаться в своем темпе, выбирать собственный уровень глубины освоения данной темы.

Доводящие карточки используются не только при организации коллективных учебных занятий, но и на обычном уроке. Для координации работы учащихся составляется табло учета.


Табло учета работы учащихся по доводящей карточке.

Тема: «Состав слова».



КАРТОЧКИ


Т1

Т2

Т3

Т4

Ученик 1

+

·

+


Ученик 2

·

+



Ученик 3


·

+

+

Ученик 4

+


·

+


Знаком + отмечены изученные учеником карточки, темы, сданные учителю.

Знак · означает, что ученик работает над данной карточкой.





Предлагаю Вам ознакомиться с доводящими карточками.


















2 класс.

Русский язык

Доводящая карточка


Тема № 1: «Приставки».


Правило: Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается

  1. Вспомни, какие части слова изучали?

  2. Что называется окончанием?

  3. Что называется корнем?

  4. Какая часть слова называется суффиксом?

  5. Выделите изученные части слова в данных словах:

школа, школьники, пришкольный, летчик, полет, перелетный.

  1. Обрати внимание, все ли части слова ты подчеркнул?

  2. Как называется неподчеркнутая тобой часть слова и для чего она служит.. Выдели приставку в словах з. № 5.

  3. Прочитай слова, выдели в них приставку:

вылить, перелить, налить, отлить, пролить, долить, слить, полить.

  1. Внимательно прочитай эти слова еще раз, понял ли ты, для чего служат приставки.

Запиши:

  1. Обратись к алгоритму «Как работает приставка», прочитай внимательно, на вопросы:

- для чего служат приставки;

- что вносит приставка в слова;

- как найти приставку в слове.

11. Образуй однокоренные слова, используя приставки:

в-, на-, за-, пере-, про-, по-, от-, ото-, у-, с-, над-, вы-, под-, подо-, при-

…нести, …нести, …нести, …нести, …нести, …нести, …нести, …нести, …нести, …

12. Подумай, какое значение имеют образованные тобой слова.

13. Приготовься рассказать об этом учителю (другому ученику).

14. По своему выбору выполни задание в рабочей тетради «Пиши грамотно»

15.Сдай тему учителю или другому ученику.








Доводящая карточка.

Русский язык.

2 класс

Тема 2: «Состав слова. Правописание приставок».


Правило: В приставках до, о, об, от, по, под, про- всегда пишется гласная буква –о-

  1. Какие части слова ты знаешь?

  2. Что называется приставкой?

  3. Для чего служат приставки?

  4. Образуй слова с помощью приставок: вы, от, про, пере, у, до, при, за с корнем «ход».

  5. Вспомни, что такое «опасное место» или орфограмма?

  6. В какой части слова может быть «опасное место»?

  7. Прочитай слова, подчеркни «опасное место»:


Открыть, докрасить, подучить. проплыть.


  1. Можешь ли ты объяснить эту орфограмму, если нет, прочитай правило.

9.Вставь в слова подходящую по смыслу приставку, при работе пользуйся правилом .


…бежать, …ходить, …красил, …смотреть

10. Ознакомься с алгоритмом применения данного правила на странице…

  1. Выполни задание. Проверь верно ли Даша выполнила работу. Проверь в ПСС.

Щенок сидел в траве и визжал. Он увидел Васю, падашел и завилял хвостом. Вася пажалел щенка и принес дамой. Дома решили щенка выкупать. Принесли таз. Паставили туда щенка. Купание кончилось. Щенка вытерли и завернули в мягкую тряпку. Вася взял его на колени. Щенок патянулся и заснул.

  1. Выполни задание по данной теме в рабочей тетради по своему выбору.

  2. Сдай тему учителю.







Доводящая карточка.

Русский язык.

2 класс

Тема 3. «Состав слова. Правописание приставок».


Правило: В приставках за, на, над- всегда пишется гласная буква – а –


1. Какие части слова ты знаешь?

2. Что называется приставкой?

3. Для чего служат приставки?

4. Образуй слова с помощью приставок: вз, в, с, на, вы, пере, об с корнем «лет».

5. Вспомни что такое «опасное место» или орфограмма?

6. В какой части слова может быть «опасное место»?

7. Прочитай слова, подчеркни «опасное место»: замыть, назвать, залить, надкусить.

8. Можешь ли ты объяснить эту орфограмму? Если нет, прочитай правило на стр. ..

9. Вставь слова подходящую по смыслу приставку, при работе пользуйся правилом стр…


…морозить, … пилить, … грузить, …писать, …рисовать, … резать.

10. Ознакомься с алгоритмом применения данного правила на стр….

11. Выполни задание: замени одним словом с приставкой:


Начать исполнять песню - …

Удержать текст в памяти - …

Проглотить таблетку с водой - …

Построить еще один этаж - …

Заполнить кружку водой - …

Заготовить дрова на зиму- …

Не до конца распилить - …

12. Выполни упражнение .Проверь в ПСС.

13. Сдайте тем учителю.









Доводящая карточка.

Русский язык.

2 класс

Тема 4. «Состав слова. Написание в словах разделительного Ъ».


Правило: Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

  1. Вспомни, какие 2 звука могут обозначать буквы Е,Ё,Ю,Я. Напиши:

Е - [ ] Ю - [ ]

Ё - [ ] Я - [ ]


  1. Подчеркни буквы, которые обозначают 2 звука.

Юла, стулья, подъем, объявил, съехал.

  1. Что называется приставкой, для чего она служит?

  2. Запиши приставки в 2 столбика: пред, под, по, об, с, в, за, про, над, от, пере.

Приставки, которые оканчиваются на согласный.

Приставки, которые оканчиваются на гласный.




  1. Прочитай внимательно слова, обрати внимание везде ли написан разделительный Ъ:

Объяснение, пояснение, съел, доел, подъем, прием, предъюбилейный, подрезал.

  1. Выдели в этих словах ту часть слова, после которой написан разделительный Ъ.

  2. На какой звук она заканчивается? Подчеркни.

  3. Подчеркни буквы перед которыми написан разделительный Ъ.

  4. Прочитай правила на стр. .... \

  5. Составь и запиши слова, выдели части слова, между которыми пишется разделительный Ъ.

с + ели = …

по + ежился = …

об + явление = …

пред + юбилейный = …

по + езд = …

  1. Выполни из учебника упр.

  2. Сдай тему учителю.






Доводящая карточка.

Русский язык.

2 класс

Тема 5. «Состав слова. Слова, образованные

сложением корней».


  1. Из каких частей состоят слова?

  2. Какая часть стоит после корня?

  3. Как обозначается суффикс?

  4. Для чего служит суффикс?

  5. Как называется способ образования слов при помощи суффикса?

  6. Образуй слова суффиксальным способом:


лес + ник =

Егор + ушк =

ночь + н =


  1. Какая часть слова стоит перед корнем?

  2. Как она обозначается?

  3. Для чего служит приставка?

  4. Как называется способ образования слов при помощи приставки?

  5. Выдели приставки при помощи которых образованы слова:

пробежал, запел, нарисовал, слетел, вход


  1. Подумай как еще могут образоваться слова?

  2. Как называется этот способ?

  3. Напиши слова, выдели все части слова.


под + вод + н =

по + ход + к =

при + море + ск =

  1. Прочитай внимательно слова и подпиши от каких слов они образовались:

пылесос - …

рыболов - …

листопад - …

  1. Выдели корни в словах, которые ты написал.

  2. Прочитай материал учебника на стр. ..о том, как образованы эти слова.

  3. Какой новый способ образования слов ты узнал? Запиши как образуются сложные слова.

  4. Какими гласными соединяются 2 корня? Как называются эти гласные?

  5. Образуй слова сложением корней. Отметь в них корни, подчеркни соединительные гласные:

сам + летать = ….

сок + выжимать = …

труд + любить = …

  1. Найди в тексте сложные слова, выдели корни, проверь их написание.


На столе весело пыхтел самавар.

Пешиходы спешили друг за другом.

  1. Вспомни все способы образования слов:


  1. суффиксальный

  2. приставочный

  3. приставочно-суффиксальный

  4. способ сложения корней.


  1. Прочитай слова, укажи цифрой способ образования данных слов:


Мореход, ледокол, подорожник, соловушка, пригород.