Антонюк А.М., студентка 3 курса ГАПОУ ЧАО «Чукотского многопрофильного колледжа», специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», группа 814-03. Научный руководитель-
Голотяк Н. В. преподаватель теории и методики преподавания по программам дополнительного образования в физкультурно – оздоровительной деятельности.
«ДОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»
Анадырь
2021
Введение
В процессе занятий необходимо осуществлять контроль, самоконтроль и врачебный контроль над состоянием организма школьников, физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке физической культуры. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников. Для того чтобы более или менее точно определить нагрузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учеников, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. В ходе урока нагрузку можно регулировать изменением числа повторений, темпа движений, величины отягощений, продолжительности выполнения заданий, связанных с интенсивными упражнениями. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы –170-180 ударов в минуту. Учителю важно контролировать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал по болезни, у кого недостаточный уровень физической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе. Нужно быть внимательным и к проявлению внешних признаков утомления учащихся.
Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки—дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала, учитель в ходе урока может видоизменять и уточнять задание применительно к особенностям отдельных групп учеников.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также тем, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т. п.
Следуя всем этим методическим рекомендациям, учитель не должен забывать ещё об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, четыре ее компонента, относящихся к изучению теоретических сведений, овладению двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию двигательных качеств, должны составлять единый процесс. На основе оздоровительной и воспитательной направленности урока эта особенность современного урока отражена в структуре учебной программы.
По мнению многих авторов, дифференцированный подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья учащихся. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Дозирование физических нагрузок школьников на уроках физической культуры с учетом физиологических показателей»
Объект исследования – дозирование физических нагрузок на уроках физической культуры.
Предметом исследования является анатомо-физиологические особенности учащихся.
Цель: изучение физиологических показателей учащихся при помощи функциональных проб.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
-изучить анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся;
-изучить механизмы приспособления организма к нагрузке при помощи функциональной диагностики;
Анатомо-физиологические и психологические особенности, отличающие школьников разного возраста, оказывают существенное влияние на организацию учебного процесса, методику обучения и естественно, нормирование нагрузок. Остановимся на некоторых возрастных особенностях учащихся, которые следует учитывать на уроках физкультуры.
Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке увеличивается в среднем на 2,5 минуты, а при 50% нагрузке - на 4 минуты.
Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников.
Учащиеся 10 - 14 лет, рост и развитие происходят неравномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания. Общее явление, присуще всем детям в этот период - это увеличение скорости роста длины тела, которая может достигать 10 см. в год. Изменяются также, хотя и не в равной степени, все костные и мышечные размеры тела.
В 15 - 17 лет практически завершается морфофункциональное созревание организма, но продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата: отвердение костей ног, рук, позвоночника еще не закончено, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок, упражняясь с тяжестями. У старшеклассников еще не окончено развитие нервной регуляции работы сердца. Слишком большие эпизодические нагрузки могут привести к неблагоприятным последствиям.
Определение и оценка физического состояния организма - задача функциональной диагностики, сущность которой заключается в изучении механизмов приспособления органа, системы или организма в целом к той или иной нагрузке. В области функциональной диагностики используется широкий комплекс методов определения состояния организма, в том числе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечной и других систем. Группу методов оценки физического состояния организма с заданием разного рода нагрузок называют функциональными методами. Среди них особое значение имеет функциональное тестирование с использованием тестов и проб с физическими нагрузками, так как при этом уровень физического состояния организма и его изменения проявляются наиболее четко. К настоящему времени предложено множество тестов, которые применяются для определения способности к выполнению разного рода движений с разными нагрузками.
В функциональных пробах с физической нагрузкой при тестировании используются естественные движения в виде приседаний, прыжков, бега, поднятия тяжестей, а также выполнение специфических физических упражнений, дозирование нагрузки определяется длительностью и темпом ее выполнения. Наибольшее распространение получили пробы: Проба Мартинэ – Кушелевского - 20 приседаний за 30 сек, Котова-Дешина - 2-3 минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту с подъемом бедра на высоту до положения прямого угла с туловищем.
В условиях урока физической культуры о соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма, можно судить по пульсу перед началом очередного занятия. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия.
Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечивалась физиологически оправданная нагрузка, направленная на развитие определенных двигательных качеств. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше ЧСС.
Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности.
Вывод:
Таким образом, норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных способностей занимающихся. В процессе обучения должны использоваться развивающие, восстановительные, подготовительно-стимулирующие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры определяется по критерию эффективности обучения и овладения учащимся соответствующими умениями и навыками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Роженцов В.В. Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом. // Изд."Советский спорт". 2006 г.
2. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы.
// Изд."Просвещение" Москва 2007г.
3. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.1-4 класс. //Москва изд."Вако" 2004 г.
4. Алексеева Ю.А., Борисова М.А. и др. Объективные критерии выбора оптимального метода физических нагрузок у детей в период школьного обучения. Материал Всероссийской научно-практической конференции.// Москва , 11-12 ноября 2003 год.
6