СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ДПИ в жизни человека" план-конспект урока 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ДПИ в жизни человека" конспект

Просмотр содержимого документа
«"ДПИ в жизни человека" план-конспект урока 6 класс»

МКОУ ДО «Дом детского творчества». Сергокала

Составила педагог МКОУ ДО ДДТ Курбанова Наида Багомедовна

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Вид урока: урок образовательного путешествия.

Тип урока: нетрадиционный.

Цель урока:

Образовательная- сформировать знания о традициях дагестанской вышивки, познакомить с элементами на материале вышивки.

-сформировать представление о искусстве ручной росписи по ткани

Развивающая- развитие творческих способностей, графических навыков работы с линией , пятном.

-развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ.

Воспитательная- формирование эмоционально- ценностного отношения к предметам художественной культуры.

-воспитывать уважение к народным традициям Дагестана

-воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.


Оборудование для учителя.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.

  2. Образцы батика .

  3. Образцы вышивки

  4. Знаки символы-птицы , дерево, цветок.

  5. Платки с росписью и вышивкой.

Оборудование для учащихся:

  1. Кисти, бумага А-4

  2. Набор красителей, акварель, восковые мелки

  3. Иллюстративный материал (у каждой группы свои)

  4. Карандаш, баночка для воды

Оформление класса:

Класс подготовлен для работы в 2-х группах. Парты поставлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах.

План урока:

  1. Организационный момент-1 мин.

  2. Знакомство с темой урока, актуализация знаний, рассказ учителя-4 мин.

  3. Представление домашнего задания по группам-12 мин.(2 группы по 6 мин).

  4. Практическая работа- 25 мин.

  5. Подведение итогов- 2 мин.

  6. Д/З -1 мин.

Организационный момент:

  • Проверка готовности к уроку согласно делению на группы.


Ход урока.

Педагог:

Добрый день, друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Цель нашего урока- сделать эскизы для платков по росписи и по вышивке (это сделает первая и вторая группы) , между тем одна рукодельница будет расписывать ,а вторая- вышивать фрагмент предварительно сделанных эскизов платков.

Задача нашего урока - познакомиться с историей дагестанской вышивки ,а также отправиться в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани.


Художественная роспись и народная вышивка сегодня пользуется популярностью. Известные дагестанские модельеры, как Вера Агошкина и Шамхал Алиханов , сегодня используют дагестанскую вышивку и роспись по ткани, сделав её дагестанским брендом. (слайд №_1,2,3,4)


Сейчас проверим домашнее задание. Для подготовки к уроку проводилась поисковая деятельность. Каждой группе было дано домашнее задание:

1-я группа самостоятельно готовила материал

-об истории художественной росписи по ткани,

-об описании видов росписи

2-я группа самостоятельно искала материал:

-об истории дагестанской вышивки,

-о сравнительном описании видов швов.


Пожалуйста ,первая группа.

Обучающаяся:

-Ручная роспись ткани- очень древнее и вечно юное искусство. На ткань наносили рисунок расплавленным воском, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красками. Зародилась она в Индонезии. В России этот вид искусства стал развиваться в начале 20 века. Через Дагестан проходил шёлковый путь и этот вид искусства переняли жители страны гор. Родиной холодной росписи ткани является Россия.


Обучающаяся:

-У росписи ткани три основных вида: узелковый, холодный, горячий.

а) Узелковая роспись известна в странах Востока с древних времен. Метод узелковой росписи- это обвязывание и окрашивание (слайд №_5).


б) В холодной росписи ткани от руки с помощью стеклянной трубочки наносится холодный резерв по контуру рисунка. Затем после высыхания, работу расписывают красителями (слайд № _6).

в) А у горячего вида росписи ткани резервирующий состав горячий. Это может быть воск, парафин. Наносится тонкой жесткой кистью. Затем наносится краска, от светлого к темному, в несколько слоев, высушивая каждый. (слайд № 7,8)

Педагог:

-Техника росписи получила значительное распространение, она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальность свойственную ручному труду.

Где можно встретить изделия по росписи ткани, там где мы встречаемся с бытовыми предметами - это шторы, абажуры, покрывала, подушки, одежду, (слайд №9,10,11) платки ,например Дагестанские Губденские платки (показ платков).

Платок- часть национальной одежды дагестанского народа. (он предотвращал кровопролитие ). Женщина снимала с головы платок, олицетворяющую материнскую честь, и бросала между дерущимися. И кровопролитие устранялось, предотвращалось.

Об этом дагестанском обычае упоминает в стихотворении Евгений Александрович Евтушенко «Платок».(читает ученица Магомедова).


Обучающаяся:

- Евгений Александрович Евтушенко. «Платок».

Такой обычай выстрадан Кавказом:

Когда резня, когда погром жесток,

швыряет милосердный женский разум

свой непересекаемый платок.

Так сорвала ты Хураман- Ханум,

плат с головы, рыдая богоданно,

и от платка забыв свои угрозы,

кровь, не успев пролиться отползла.

(демонстрация дагестанских платков)


Педагог:

Как вы видите, на платках доминирует изображение перепела – это очень мирная полевая птица семейства фазановых . на платках олицетворяет собой мирную жизнь (рис.№ 12,13,14,15_).

Задание для вашей группы: сделать эскиз платка для росписи на ткани подруги невесты.


Вторая группа.

Обучающаяся:

-« Один стежок, другой стежок,

Не спи, моя иголка,

Раскрылся лист, расцвёл цветок,

Лазоревого шёлка.» Т. Габбе.


Обучающаяся:

- Во второй половине 19-20 веков развивается очень интересный вид женского рукоделия и декоративно- прикладного искусства Дагестана- вышивка. Особо она развиваясь в Кайтаге и в Кубачах. Это вышивка шёлковыми и золотыми нитями. Вышивкой золотом многие молодые женщины украшали самые разнообразные предметы быта: занавесы на нищу, подушки,настенныековрики, сумочки, свою одежду- рукава воротник, пояса и т. д.(слайд№ 16,17).


1Обучающаяся:

- До нашего времени в Кубачах сохранился обычай украшения золотошвейным узором больших белых головных платков. Это очень тонкий изящный узор растительного характера. Наряду с цветками и трилистиками в вышивке встречается изображение птиц ( образец платка).

(слайд№ 18,19).

Кайтагские вышивки в прошлом применялись для обшивки одной стороны подушки, являясь важным элементом декоративного оформления комнаты. Этому способствовала насыщенная цветовая гамма. На серо-синем фоне вырисовывается золотисто-оранжевые пятна розеток с белым и вишнёвым рисунком. (слайд №20,21).


Педагог:

-Вышивали в Дагестане разными способами. Наиболее популярными при золотошвейных работах были два способа: чёкюч-тикме (метод настила) и тёшев- тикме (вышивка гладьевым швом).(слайд№22_).


Задание для второй группы- сделать эскиз для будущей вышивки платка невесты.


Итак, дети работают по группам;

1 группа-это мастера декораторы, они создадут эскиз платка подруги невесты.(рис.1 )

рис.1

2-я группа- это мастера, умеющие создавать эскизы вышивки гладью для платка невесты.(рис. 2 )

рис 2


Практическое задание- каждая группа выполняет свое задание и в каждой группе есть по одной рукодельницы, в первой группе одна ученица расписывает ткань, во второй группе –вышивает узор гладьевым швом. Самостоятельная работа сопровождается лирическая национальная музыка.


Подведение итогов:

Педагог:

- Теперь , ребята, мы развесим все ваши работы и будем вместе оценивать их. Вам необходимо выбрать по одной лучшей работе из каждой группы и объяснить почему.

Наши рукодельницы тоже постарались и сделали фрагменты эскизов платков : одна вышила, другая расписала.


  1. И так, о чём мы сегодня говорили?(о дагестанской вышивки и о росписи ткани, о приемах росписи, о золотошвейных узорах).

  2. Что нового мы на этом уроке узнали?(значение самого платка, значение изображение рисунков на самих платках)

  3. Чем вы занимались на уроке?(сделали эскизы платков для вышивки и для росписи, а так же две рукодельницы работали отдельно, одна вышивала, другая расписывала).

Молодцы , все сегодня постарались на отлично.


Домашнее задание:

Задание на дом для первой группы, которая делала эскиз платка для росписи на ткани, будет эскиз платка для вышивки, а для второй группы, которая делала эскиз платка для вышивки, будет делать эскиз платка для росписи на ткани.


На этом наш урок завершён ,встали все , до свидание.





Слайды

1. 2

3 4 5 6

7 8


,9 10 11

12 12

13 14

16 17

18 19

20 21

22


6