СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее государство - Митанни.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Севернее среднего течения Евфрата, в долине рек Балиха и Хабура, в начале II тыс. до н.э. возникло царство Митанни. Эта область занимает выгодное положение, являясь узлом путей из южной Месопотамии к горам Ливана и Финикийским городам, к горам Тавра и юго-восточной Малой Азии. С другой стороны, эта область связывала г. Ашшур в среднем течении Тигра с его торговыми колониями в Каппадокии и берегами Средиземного моря. Область, занятая Митаннийским царством, в отличие от области Ашшура, охватывает большее пространство, и потому объединение ее было делом более трудным. Кроме того, население здесь было чрезвычайно пестрым, поскольку область лежала в центре влияния окружающих стран, а рельеф местности разрезал ее на изолированные части. Все это затрудняло объединение области западной Месопотамии в одно государство.

Природные условия Митанни благоприятствовали богарному (основанному на дождевом орошении) земледелию и в еще большей степени скотоводству. Наряду с касситской Вавилонией, Митанни было также крупнейшей коневодческой державой Передней Азии. Наличие в горах, окаймлявших Месопотамию с севера, многих металлов обеспечивало широкие возможности развития митаннийского ремесла.

До конца III тыс. до н.э. торговые связи Ашшура с каппадокийскими колониями осуществлялись через посредство тех племен, по территории которых проходили караванные пути. Купцы Ашшура, по-видимому, заключали договор с племенными вождями, которые являлись проводниками ассирийской торговли. С перемещением торговых путей (что связано с усилением финикийских городов) роль Ассирии в западной Месопотамии падает. Возможно, что возникновение Митаннийского царства, отрезавшего Ашшур от Малой Азии, послужило также причиной упадка ассирийской торговли. Впервые мы узнаем о Митанни в связи с походом хеттского царя Муршиля в Вавилон (в 1870 г. до н.э.), когда на обратном пути захваченная им в Вавилоне добыча была отобрана митаннийцами. По одной из гипотез, первоначальным населением северного Двуречья были племена субарейцев. Рано здесь появляются кочевые племена амореев, которые переходят к оседлости. Хурриты, один из народов восточно-кавказской этнической общности, занимали к началу III тыс. до н.э. горы к югу и востоку от оз. Ван. Отсюда в первой половине III тыс. до н.э. хурритские племена проникали в Палестину, Загрос и Центральный Иран, а около XXII в. до н.э. заняли большую часть Верхней Месопотамии, основав там крупное государство с центром в Уркеше (XXII-XX вв. до н.э.). По-видимому, эта держава, чьи цари обожествляли себя, считалась у хурритов образцом государственного строительства. Во всяком случае, впоследствии среди хурритов была широко распространена концепция хурритского политического всеединства, и их крупнейшие государства принимали наименование «Хурри» в знак претензий на практическое осуществление такого единства. Несколько отступив на север под натиском амореев, хурриты вновь двинулись в страны Плодородного Полумесяца во второй половине XVIII-начале XVII в. до н.э. В это время хурритские племенные группы и династии приходят к власти на большей части территории Сирии - Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии. В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской). Колесничные армии, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями. Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII - начало XVI в. до н.э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские племена «манда», обитавшие к тому времени на южных окраинах Армянского нагорья. Возможно, что торговые пути от среднего Тигра, через его притоки Диалу и Адем, связывали Переднюю Азию с индо-иранским миром и что по этим путям проникали в Месопотамию восточные племена, родственные индийским. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собственно Майттанне, ок. 1560-1260 гг. до н.э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования. Столица Митанни располагалась в Вашшуккани (Вассокканне) — городе в верховьях Хабура, местонахождение которого вопрос дискуссионный. Коренная территория Митанни охватывала ок. 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию, включая горы Тур- Абдин, долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию, бывшую тогда крупным хурритским центром. В хуррийском языке, на котором говорили митаннийцы, возможно, продолжали бытовать слова индийского происхождения. Это сказывается в именах царей правящей династии (например, Тушратта, Артатама и т, д,), в некоторых терминах, связанных с коневодством. Так, в известном «Трактате о коневодстве» некоего Киккули терминология чисто индийская; также колесничие, составлявшие дружину царя, названы древнеиндийским термином — «марйанне». Но уже в XIV в. до н.э. «марйанне» рекрутировались из числа хуррийцев. Во временена Тутмоса III термином «марйанне» названы послы Мегиддо, Аскалона и других городов Палестины. Так они названы в папирусе Государственного Эрмитажа № 1116-А на обороте известного «Поучения гераклеопольского царя». Наконец, надо отметить, что в двух текстах упомянуты индийские боги — Иньдра, Митра, Варуна, Насатья. Имена этих богов упомянуты в клятвенной формуле и не на первом месте. По-видимому, эти боги были богами царской семьи. Пестрота населения Митанни усиливается еще с появлением в северной Сирии и западной Месопотамии арамейских племен ахламейцев, которые кочевали в этих областях, постепенно переходя к оседлости. Этот язык имел распространение за пределами собственно Митанни; мы встречаем его в Малой Азии, в документах Богазкеоя, а также в области царства Урарту у Ванского озера. Может быть, и в Закавказье, как показывают раскопки последних лет близ Тбилиси, сохранились черты хурийской культуры. Таким образом, распространение хуррийской культуры охватывает всю территорию северной Передней Азии. Это можно наблюдать, например, в религии. Хуррийский бог грозы и бури, Тешуп, почитался у хеттов и урартов (у последних под именем Тейшеба). Также хуррийская богиня солнца Хепат встречается у хеттов (например, в имени царицы Пуду-хепа, жены Хаттушиля III). Хуррийцы подчинили на время Сирию и Палестину. На египетском языке Сирия называлась даже «Хару». Возможно, что своим движением хуррийцы толкнули гиксосов к вторжению в Египет. Митаннийские имена еще в XV в. до н.э. встречаются в Сирии и в Палестине.