Этап урока, | Содержание | Предполагаемая деятельность учащихся |
Организационный момент |
| Здравствуйте, садитесь. Проверка отсутствующих. | |
Проверка д/з | Лента времени История – это Хронология - это Виды исторических источников - -- Примеры | |
| На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как история, хронология. Узнали какие виды исторических источников бывают. Посмотрите на экран, предположите тему нашего урока. Что мы должны узнать? | Предполагают |
| Записывают тему урока «Древнейшие люди» План изучения нового материала: 1. Наши далёкие предки. 2. Орудия труда. 3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. 4. Овладение огнём. | Запись в тетрадь |
| Посмотрите на с.8 учебника и скажите, кого ученые называют первобытными? Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов | Записать термин |
Проблемный вопрос | Почему первобытный человек не мог жить в одиночку? | |
Изучение нового материала |
Работа с картой | Для этого мы должны обратить внимание на карту с. 7 Используя условные обозначения на карте, ответьте на следующие вопросы - Где жили древнейшие люди? - На каком материке? - Где имеются наиболее древние стоянки человека и его предков? -Где следы их жизни не обнаружены? | Работа с картой |
Вывод | История человечества начинается с появления первобытного человека. От этого события, насколько сегодня известно учёным, нас отделяет почти 4 млн лет. История цивилизованного общества насчитывает около 6 тыс. лет. В науке существуют различные версии происхождения человека, у учёных нет также единого мнения о месте зарождения человечества. Одни из них считают, что прародиной человечества является Юго-Восточная Африка, другие утверждают, что существовало несколько таких центров. Первые люди появились около 2 млн. лет назад Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке | Запись в тетрадь |
Работа по группам | Давайте сейчас поделимся на группы Наши далекие предки 1 группа – Работа с учебником с. 8-9 Читают и отвечают на вопросы. 1.Облик древнейших людей 2.Как вы полагаете, каковы причины того, что люди жили группами? 2 группа - работа с документом 1 - работа по документам Читают отвечают на вопросы 1.Назовите отличительные признаки древнейшего человека? 3 группа – работа документ 2 1.Назовите отличительные признаки древнейшего человека? | |
| Мы с вами узнали, о том как выглядели древнейшие люди. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? | |
| 2. Орудие труда Мы, узнали, как выглядели первобытные люди. Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки. 4 группа – работа с документом 2 1.Какие орудия труда использовали? 5 группа – работа с учебником с. 9 Читают и отвечают на вопросы 1.Скажите, какие способы изготовления орудия труда изобрел древнейший человек? 2.Как появление орудий труда изменило жизнь древнейших предков человека? | |
Вывод | Главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать орудие труда: Заостренный камень, Палка-копалка, Дубина Древнейший человек назван человеком умелым именно потому что в отличии от животных от умел изготавливать орудия труда | |
Работа с рисунком | Подумайте и скажите, что могли делать этими орудиями труда? | |
| С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека — он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал своё существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных. | |
Рисунок | 3. Первые занятия древнейших людей Как вы думаете, как древнейшие люди обеспечивали себе существование? Занятия древнейших людей Собирательство / Охота Охота – главное занятие древних людей Отбирали пищу у хищников; Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму Поясните, какие знания и умения необходимы для занятия собирательством? Давайте посмотрим на рисунок на с. 9, как древнейшие люди охотились? | Запись в тетрадь |
Вывод | На протяжении нескольких миллионов лет постепенно изменялся внешний облик древнейшего человека, его способности и занятия. Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло, как считают учёные, на изменение внешнего вида древнейшего человека. | |
| 4. Овладение огнем Одной из самых страшных был огонь. Огня боялись все живые, подальше от пожара улетали птицы, спасались бегством животные и люди. В отличие от животных, человек со временем перестал бояться огня. Это произошло не сразу, но тогда, когда первобытный человек понял пользу огня для себя, приобрёл уверенность в собственных силах. Преодолев страх перед стихией огня, люди стали брать тлеющие головёшки с лесных пожарищ. Огонь хранили и оберегали по очереди, при перемене места поселения бережно переносили тлеющие головни на место нового кострища. Огонь стал символом жизни рода, на нём стали готовить еду, рядом с ним грелись в ненастную и холодную погоду, с его помощью спасались от хищников. Овладев огнём, древнейший человек стал осваивать пещеры для жилья. В них обитали крупные звери, такие, как, например, лев, пещерный медведь. Огонь способствовал усовершенствованию орудий труда: на огне обжигали костяные и деревянные предметы, тем самым увеличивая срок их службы. Что дал огонь древним людям? Обогревал; Разгонял мрак; Отпугивал диких зверей; Приготовленная на огне пища была более вкусная и питательная | |
| Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Впишите слова (рабочая тетрадь) - Назовите территорию расселения первобытного человека Южная Африка; 3. Восточная Африка; Передняя Африка; 4. Австралия. - Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда? Из камня; 3. Из меди; Из бронзы; 4. Из железа. | |
| Почему первобытный человек не мог жить в одиночку? | |
| Домашнее задание Читать параграф 1, смотреть записи в тетради | |
| Оценки | |
1) В пустыне Калахари, в Африке, в 1959 г. африканским учёным английского происхождения Луисом Лики и его женой Мэри были найдены останки самого древнего предка человека. Его назвали «австралопитек» («южная обезьяна»). Впоследствии учёные нашли много подобных останков не только в Восточной и Центральной Африке, но и в Азии, Европе. Наиболее известной африканской находкой стали останки маленькой женщины, которую назвали Люси (найдена в 1974 г.). В результате исследований оказалось, что австралопитек жил примерно около 4 млн лет назад. У австралопитека была очень крупная лицевая часть, далеко выдвинутая вперёд, очень большие надглазничные валики, сравнительно небольшой объём мозга. Австралопитек передвигался почти вертикально, брал палку, камень, но ещё не умел обрабатывать их.
В 1960—1963 гг. в Восточной Африке, в ущелье Олдувай, семья Лики нашла останки более близкого предка человека. Его условно назвали человеком умелым за способность изготавливать простые орудия труда из доступных природных материалов: дерева и камня. Судя по находкам археологов, человек умелый имел существенные отличия от австралопитека. У него гораздо больше объём мозга, маленькая лицевая часть, не сильно выдвинутая вперёд, и мелкие надглазничные валики. Он ходил почти прямо, приспособился к холоду, «приручил огонь» и стал его использовать в тёмных и холодных пещерах-жилищах. Его орудия труда представляли собой грубо сколотые камни и приспособленные для удобного использования длинные кости крупных животных. Первым материалом для изготовления орудий была галька, гладко отшлифованная речной или морской водой. Гальку осторожно отбивали другим камнем до получения острых краёв. Такое простейшее орудие труда изготовлялось древнейшим человеком и использовалось без особых улучшений сотни тысяч лет. Позднее Ричард Лики нашёл доказательство, что австралопитек и человек умелый жили одновременно какой-то отрезок времени.