СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. История России 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. История России 6 класс.»

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

На уроке узнаем 1. Великое оледенение. 2. Освоение северных районов Восточной Европы. 3. Переход к производящему хозяйству. 4. Скотоводы и земледельцы

На уроке узнаем

1. Великое оледенение.

2. Освоение северных районов Восточной Европы.

3. Переход к производящему хозяйству.

4. Скотоводы и земледельцы

Основные понятия Палеолит Мезолит Неолит Неолитическая революция Железный век

Основные понятия

  • Палеолит
  • Мезолит
  • Неолит
  • Неолитическая революция
  • Железный век
« Крупнейшим событием было … быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы…» Б.А.Рыбаков

« Крупнейшим событием было … быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы…»

Б.А.Рыбаков

Проблема Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя .

Проблема

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя .

Великое оледенение История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной Европы .

Великое оледенение

История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной Европы .

Великое оледенение 2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда

Великое оледенение

2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда

Предки современного человека появились на территории Восточной Европы примерно 40 тыс.лет назад. Этот период получил название «нижний палеолит»( древний каменный век) Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости. Зародились первые религиозные представления.

Предки современного человека появились на территории Восточной Европы примерно 40 тыс.лет назад. Этот период получил название «нижний палеолит»( древний каменный век)

Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости. Зародились первые религиозные представления.

Освоение северных регионов Восточной Европы Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.

Освоение северных регионов Восточной Европы

Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.

По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.

По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.

Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад. Тающий ледник ушел на север, открывая дорогу холодным ветрам. Жаркое лето сменялось холодными зимами. Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах,. ПРОДВИГАЛИСЬ НА СЕВЕР , ВСЛЕД ЗА НИМИ И ЧЕЛОВЕК

Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад.

Тающий ледник ушел на север, открывая дорогу холодным ветрам. Жаркое лето сменялось холодными зимами.

Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах,. ПРОДВИГАЛИСЬ НА СЕВЕР , ВСЛЕД ЗА НИМИ И ЧЕЛОВЕК

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку .

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку .

Изменились и орудия охоты. Их рабочие части изготавливались из микролитов – кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника). Это был важный шаг в развитии человека. Период ,когда произошли эти изменения (11 – 8 тыс.лет назад. – называют мезолитом – средним каменным веком .

Изменились и орудия охоты.

Их рабочие части изготавливались из микролитов – кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника). Это был важный шаг в развитии человека. Период ,когда произошли эти изменения (11 – 8 тыс.лет назад. – называют мезолитом – средним каменным веком .

Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми? Было много мамонтов, шерстяных носорогов. В поисках корма они перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники . Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи? стр. 13, абз. 1 Росло население, нужно было прокормиться, нужна шкура животных. Первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Другие ушли к северу

Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?

Было много мамонтов, шерстяных носорогов. В поисках корма они перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники .

Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?

стр. 13, абз. 1

Росло население, нужно было прокормиться, нужна шкура животных. Первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Другие ушли к северу

Переход к производящему хозяйству 8- 3 тыс. лет назад наступила эпоха  неолита  (нового каменного века). В середине 4 тыс. до н.э. началось новое похолодание климата.

Переход к производящему хозяйству

8- 3 тыс. лет назад наступила эпоха неолита (нового каменного века).

В середине 4 тыс. до н.э. началось новое похолодание климата.

Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов .

Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов .

Прежние охотники и собиратели научились выращивать растения. Так человек постепенно перешел от присваивающих форм хозяйства к производящим . Эти изменения получили название « неолитическая революция».

Прежние охотники и собиратели научились выращивать растения. Так человек постепенно перешел от присваивающих форм хозяйства к производящим .

Эти изменения получили название « неолитическая революция».

Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание, одежду). ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание, одежду).

ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает.

ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

Скотоводы и земледельцы Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте – оседлого образа жизни Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье с одного пастбища на другое. Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих .

Скотоводы и земледельцы

Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте – оседлого образа жизни

Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье с одного пастбища на другое.

Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих .

Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи между ними. Но когда в результате освоения металлов человек смог улучшить условия своей жизни, отношения из мирных стали воинственными

Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи между ними.

Но когда в результате освоения металлов человек смог улучшить условия своей жизни, отношения из мирных стали воинственными

Железо заменило камень . Каменный век сменился  железным веком . На территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э. Появилось оружие (мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры). Это позволило человеку лучше защищаться от врагов.

Железо заменило камень . Каменный век сменился  железным веком . На территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э. Появилось оружие (мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры). Это позволило человеку лучше защищаться от врагов.

Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территории. Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Их стада постоянно увеличивались – это требовало расширение пастбищ. Земледельцам пришлось переселиться в лесостепи и леса. Им пришлось научиться по-новому обрабатывать земли.

Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территории.

Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Их стада постоянно увеличивались – это требовало расширение пастбищ.

Земледельцам пришлось переселиться в лесостепи и леса. Им пришлось научиться по-новому обрабатывать земли.

Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахивать. Такое земледелие называется подсечно-огневым или подсекой

Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахивать.

Такое земледелие называется подсечно-огневым или подсекой

Когда земля истощалась, ее оставляли на несколько лет, чтобы она «отдохнула». Такой способ хозяйствования назывался перелог .

Когда земля истощалась, ее оставляли на несколько лет, чтобы она «отдохнула».

Такой способ хозяйствования назывался перелог .

Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом. В чем отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?

Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом.

В чем отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?

Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

 Домашнее задание § 1

Домашнее задание

§ 1