II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Культура Древней Греции». Просмотр мультимедийной презентации. Просмотр мультимедийной презентации «Культура Древней Греции Просмотр мультимедийной презентации «Культура Древней Греции». | – Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заклю- чалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенства и пропорциональности форм. От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет, но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» – так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав. Афины действительно были самым прекрасным городом Древней Греции. Всякий человек, оказавшись здесь, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами и возвышался над городом. Это было священное место для афинян. Здесь располагались храмы всех богов. – Ребята, каких древнегреческих богов вы знаете из мифов? Храм (Парфенон) был необычайно бога- то украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная скульптором Фидием. Богиня была изображена в роскошном шлеме и праздничной нарядной одежде. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. Каждому, кто приходил в Парфенон, казалось, что перед ним живая Афина. Другое знаменитое сооружение на Акрополе – небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея – Эрехтейон. Храм стоял на месте, где по преданию произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В споре победила богиня, поэтому она стала покровительницей города. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием. В отличие от великолепия Акрополя жилая часть Афин поражала своей простотой. Свои дома греки строили из глины и кирпича и вовсе не заботились об их украшении. Все силы, мастерство и фантазию они обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними. Со временем в древнегреческой архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны – простая, без украшений. Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, их верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец ионического стиля – храм Ники Аптерос в афинском Акрополе. Чуть позже архитекторы создали и третий ордер, получивший название коринфский. Дело в том, что впервые эти колонны в своих постройках применили архитекторы Коринфа. Верхняя часть колонн коринфского ордера отделывалась в виде листьев растения акант. Определите, в каком стиле колонны изображены на слайдах? (Дорический ордер, ионический, коринфский.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют произведения искусства, представленные на слайдах. Отвечают на вопрос. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной дея- тельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы и архитектуры Древней Греции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы. |
| Физкультминутка. Пауза общего воздействия | Солнце спит, небо спит, (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. (Встают, руки вверх с разведенными пальцами.) Вдруг повеял ветерок, (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок. (Круговые движения руками влево, затем вправо.) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше, (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится все ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик. (Постепенно садятся и кладут голову на руки.) | Выполняют упражнения | | | |
III. Творческая практическая деятельность | Изображение пейзажа Эллады с древним храмом | Объясняет последовательность выполнения работы. – Выполните задание на с. 123–124. На листе, на голубом или зеленоватом фоне, цвета неба и моря, изобразите пейзаж Эллады так, как вы его себе представляете. Расположите фасад храма, выбрав подходящее для него место | Составляют план работы над рисунком, рисуют красками | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – С какими архитектурными сооружениями Древней Греции мы сегодня познакомились? – Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту пейзажа Эллады. – Давайте выберем работы с наиболее удачной композицией, интересным колоритом. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. На столах у вас лежат маленькие кружочки бумаги. Нарисуйте на них грустный или веселый смайлик, передав свое настроение от этого урока | Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их с образцом. Быстро рису- ют улыбку или грусть на смайлике. Листочки настроения прикрепляют на отдельный стенд | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы | Устные ответы |