Контрольная работа по теме «Древняя Русь в период политической раздробленности».
Вариант 2
Задание 1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Перечень событий (процессов) |
А) развитие Северо-Восточной Руси в период политической раздробленности | Б) Политическое развитие русских земель с республиканской формой правления в XII−XIV вв. |
В) съезды русских князей во второй половине XI – начале XII в. | Г) гуситское движение в Чехии |
Задание 2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
Задание 3. С каким из данных событий (процессов) связано слово «митрополит»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «посадник».
Задание 4. Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности,
упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Задание 5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Задание 6. Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
Задание 7. Используя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное Вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Задание 8. На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих изображений.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.
Задание 9. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Задание 10. Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задание.
Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.
Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
Контрольная работа по теме «Древняя Русь в период политической раздробленности».
Вариант 1
Задание 1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Перечень событий (процессов) |
А) борьба католической церкви с еретиками в XI−XIII вв. | Б) разделение Древнерусского государства на отдельные княжества и земли |
В) … | Г) развитие Северо-Восточной Руси в XIII вв. |
Задание 2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград...».
Перечень событий (процессов) |
А) Жакерия во Франции | Б) походы Святослава |
В) формирование законодательства Древнерусского государства | Г) княжение Ольги |
Задание 3. С каким из данных событий (процессов) связано слово «закуп»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «закуп».
Задание 4. Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности,
упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Перечень событий (процессов) |
А) внутренняя политика киевского князя в 1019−1054 гг. | Б) внешняя политика русских князей в 879−945 гг. |
В) арабские завоевания VII−VIII вв. | Г) борьба за власть на Руси после смерти князя Владимира Святославича |
Задание 5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Задание 6. Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
Задание 7. Используя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное Вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Задание 8. На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих изображений.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.
Задание 9. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Задание 10. Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задание.
Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.
Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?