СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние образы в народном искусстве. Обожествление солнца, неба и земли.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в народном искусстве. Обожествление солнца, неба и земли.»

Поурочный план по ИЗО в 5 классе.

Дата_________________

Тема урока: Древние образы в народном искусстве. Обожествление солнца, неба и земли.

Тип урока: Изучение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся знать и понимать специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

Метапредметные: научатся определять цели и задачи в учебной деятельности (древние знаки-символы декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о мире) и что они выражают, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная индивидуальная

Оборудование: Гуашь или акварель, бумага, кисти

Наглядно-демонстрационный материал: Солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, народная музыка или звуки природы, презентация «Древние образы в народном искусстве»

Основные понятия и термины: Декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор,  берегиня, древо жизни, конь, птицы.


Организационная структура (сценарий) урока


1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Знаете ли вы, как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных,

непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы, старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.


2. Изучение нового материала.

Помогите мне дать определение: Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру в людей в добро, счастье, в основе мышления, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность. Древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков. Такие изображения называются солярными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих знаков выстраивали узор.

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем как бы рисуют картину мира. Вверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущиеся линии – дождевые струи. Внизу параллельные линии – земля.

Как вы думаете, что хотел сказать наш древний предок этим орнаментом?

- «Пусть прольется дождь».

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Тем самым человек выражал свои представления в образах. Эти образы сохранились в народном крестьянском искусстве до сих пор.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Мать-сыра земля, конь, птица – все образы стали элементами древнего языка символов народного искусства

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая»

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура! Вместе головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Посмотрите, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной фигурки, тот же жест поднятых к небу рук. В нижней части таких глиняных фигур изображались символы солнца, проросшие зерна. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ солнца, света соединился с образом матери-земли.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках (слайд 6, 7).

- Это древо жизни.

-Молодцы.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь – первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

Конь имеет разнообразные пластические решения в крестьянском пластическом искусстве:

- конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;

- двуглавые кони на каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

- образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

-«конюх» - тверской деревянный ковш с конскими головами – воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

- узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, - символ молодого, нарождающегося солнца;

- изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли.

-Взгляните, какие разные птицы! Вот торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света, солнца! В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужуи приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц – жаворонки. С песнями-закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.

Жаворонки – жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну

На своем хвосте.

Цвет тоже имел символическое значение:

черный – символизировал землю;

желтый – солнце;

красный – жизнь;

белый - связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

- Определите, как отразились в древних образах народного крестьянского искусства поэтические представления наших предков об устройстве мира, земле, ее плодородии.

- Образы связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная земля была как благо, подаренное землей и небом. Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали.


3.Творческая практическая деятельность.

Итак, форма и цвет в народном искусстве — это знаки, которые не изображают конкретную реальность, а обозначают ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь.

Выполните рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки полотенца. Превратите реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности. Смело украшайте, фантазируйте! Создавая свой образ в орнаменте народной вышивки, включайте в работу красный цвет, а красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами



4.Итоги урока. Рефлексия

- Что такое декоративно-прикладное искусство?

- Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

- Какие знаки – символы вы сегодня узнали?


5. Домашнее задание.

Найдите изображения и объясните символическое значение ( в вышивке, резьбе, росписи, игрушке и др.):