Древний Египет
История Египта – интересна и богата, а знаменитые места этой страны прославленны по всему миру. Пирамиды, фараоны, Река Нил… Эта статья познакомит вас с интересными фактами о Древнем Египте.
1. Древние египтяне, имевшие высокий социальный уровень, носили парики. Длинные волосы были только у низких слоев населения, а иногда и заплетенными в косу. С детской прической поступали весьма необычно: детям до 12 лет волосы на голове сбривали полностью, оставляя лишь одну-единственную косу. Как ни странно, такие меры были вполне оправданны: это делалось для того, чтобы не заводились блохи и вши.
2. Каждый храм древнего Египта был оснащен специальным местом для фараона. Из этого места он вел службу. Но на все храмы фараона не хватало. В таком случае, данное место занимал верховный жрец храма.
3. Интересный факт: во времена древнего Египта, косметика использовалась не только прекрасной половиной человечества, но и сильным полом. Жители древнего Египта свято верили в то, что макияж обладает целебными свойствами. Такой вид косметики, как краска для глаз, изготовлялась из свинца и из меди. Краска из меди имела зеленый цвет, а из свинца – черный. В первую очередь, макияж предназначался, как защита от прямых солнечных лучей, а уж потом – как средство украшения.
4. Фараоны древнего Египта никому и никогда не позволяли видеть свои волосы. Для того чтобы их скрыть, они носили корону или же прикрывали волосы платком под названием «немез».
5. Ступенчатая пирамида фараона Джосера, которая была возвышена примерно в 2600 году до н.э., является первой пирамидой, построенной в Египте. С самого начала ее обнесли стеной, которая имела высоту 10 метров. В стене имелось 15 дверей, но, не смотря на это, функционировала только одна.
6. Культура древнего Египта отличалась сложнейшими ритуалами погребения. Мумификация умершего человека являлась главной ее частью. Через ноздри извлекали мозг, потом все внутренние органы доставались из тела, после чего их складывали по отдельным специальным кувшинам. На своем прежнем месте оставалось только сердце. Древние египтяне свято верили, что в сердце человека находиться его душа. Все инструменты для проведения данного ритуала имеют зловещий вид. Однако их изготавливали лучшие мастера, знавшие свое дело.
7. Перед законами древнего Египта мужчины и женщины были равны. Так же равенство полов сохранялось и в политической жизни Египта. Однако социальный статус у мужчин был гораздо выше, чем у женщин.
8. В древнем Египте солдаты выступали не только в роли защитников, но и выполняли прямые обязанности внутренних полицейских войск. Именно они, неся службу фараону, собирали налоги.
9. До сих пор неизвестно, кто же отбил нос Сфинксу. Датированное изображение Сфинкса 1737 годом представлено уже без носа. Только через 60 лет Наполеон высадился в Египте. Его солдаты в стрельбе из пушек тренировались на Сфинксе. На сегодняшний день известно только одно имя человека, который нанес вред Сфинксу: Саим-аль-Дахр, исламский крерик. Этого вандала приговорили к смертной казне и повесили в 1378 году.
10. Дети древнего Египта ходили без какой-либо одежды до подросткового возраста. Климат был настолько теплый, что одежда была совершенно не нужна. Женщины, как правило, носили платья, а мужчины – только юбки.
Мумификация
Мумификация.
Сохранять тела вечно и готовить их к загробному миру, древние египтяне начали приблизительно с 3400 года до н.э. Это стало возможным благодаря мумификации. Сумма за такое искусство определялось тем, насколько богат был умерший, а так же на какой социальной ступени он находился. Если покойный был знатным человеком, процесс бальзамирования продолжался на протяжении 70 дней. Благодаря этому, мумии фараонов пережили целые тысячелетия. Однако, не смотря на это, мумии все равно страдали от расхитителей гробниц, которые искали сокровища. Так, например, археолог Говард Картер, искавший сокровища, вскрыл гробницу Тутанхамона и разрушил мумию фараона.
Как именно проходил процесс, мы описали выше. Строго говоря, вынимали из умершего все внутренности и мозг, оставляя только сердце. Из тела усопшего удаляли все жиры и воду с помощью кусков соды, которые клали на тело. Если же человек был беден, способ, которым его бальзамировали, был на много проще: через кишечник в тело вливали едкие растворы. После того, как эти жидкости растворяли все внутренности, раствор откачивали. Из-за использования соды, тело сильно уродовалось, мышцы полностью исчезали, щеки проваливались. Для того чтобы ткани более-менее восстановить, пробовали использовать жиры и опилки. От этого кожа по пришествию многих тысяч лет растрескивалась.
После таких долгих и сложных процессов, тело обматывали бинтами, заранее пропитанными смолами и различными маслами. Из-за этого все мумии имеют темный цвет. Для того чтобы защитить покойного, между бинтами улаживали различные амулеты, на которых были разные надписи, вроде следующей: «Пусть смерть своими крыльями погубит того, кто посмеет нарушить вечный покой фараона».
Египетские Пирамиды
- Египетские пирамиды
- "Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.
- Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н.э. ) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51o52'. Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.
- Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.
- На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.
- Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8'. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена.
- Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.
- Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи.
- Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.
- У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.
- Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет". Мощные прожектора выхватывают из темноты то одну из великих пирамид, то Сфинкса, а то и весь некрополь. Наслаждаясь этим великолепным зрелищем, зрители слышат увлекательный рассказ о Древнем Египте, об истории строительства пирамид. Представление идет на многих европейских языках и в том числе на русском.
Пирамида Хеопса в охране Свинкса
Свинкс
Сфинкс символизирует достоинство. Королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э. Предполагается, что лицо сфинкса представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце. Без Большого Сфинкса картина поля пирамид в Гизе, разумеется, окажется неполной. "Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо... Я видел зарождение истории Египта, а завтра увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил множество имен от людей, приходивших поклоняться мне с набожным восхищением... Но имя, которое я получил, дал мне греческий путешественник, отец истории Геродот. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле. И это имя осталось за мной навсегда". Это поэтическое обращение Большого Сфинкса к людям произносится семь раз в неделю в грандиозном представлении "Звук и свет". В этой несколько напыщенной речи, вложенной в уста Большого Сфинкса и утвержденной двумя египетскими министерствами, есть немало спорных моментов. К примеру, утверждение, что имя ему было дано Геродотом - грубейшее нарушение исторических фактов. В "Истории", написанной этим греческим ученым, нет ни одного слова, посвященного Сфинксу. Скорее всего, Геродот даже не знал о его существовании, поскольку в те времена, когда грек посещал Египет, Сфинкс, по всей вероятности, был в буквальном смысле по уши засыпан песком. Первым историком, видевшим и поведавшим миру о Большом Сфинксе, был Плиний, живший гораздо позже. Древние египтяне не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной, подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей. В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога, чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что означало "живой образ" (правителя). Греческий вариант названия возник значительно позднее и вскоре возвратился в Египет. Как бы то ни было, без сомнений. Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан? Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает "отец ужаса". Филологи установили, что полное название статуи означало "живой образ Хафры". То есть Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в одном лице, стерегущего свою пирамиду.
Свинкс
- В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно поврежден. Его лицо изуродовано ядрами и долотом, исчез символ власти уррей, от "божественной" бороды остались жалкие обломки, найденные у ног статуи. Ни время, ни пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Неоднократно его почти полностью засыпало песком. В XIV веке один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую - вот откуда появились безобразные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек. Однако эта уникальная статуя, поражающая человеческое воображение своей величественностью, не подвластна разрушительной силе времени, природы и человека. Сфинкс продолжает стоять на своем месте и сторожить некрополь в Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет стоять до тех пор, пока стоят сами пирамиды. Хотя имя Сфинкса происходит из греческого, его корни следует искать в Египте. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем и во всей Западной Европе. В ассирийской и древнегреческой цивилизации Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. За свою историю Сфинкс почти утратил божественную сущность. Уже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим. Несмотря на все вариации, образ Сфинкса оставался довольно стабильным. Причиной такой стабильности, видимо, служит то, что образом являлся Большой Сфинкс из Гизы - самый впечатляющий своими размерами и выразительностью монумент вымышленного существа, сохраняющий свое значение в изобразительном искусстве и в наши дни. Параллельно с художественным развивался и литературный образ Сфинкса. Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе “Энума элиш” 2-го тысячелетия до н. э. В этом мифе Тиамат, мать природы, богиня безбрежных морских вод, и Апсу, отец жизни, бог пресных вод, производят на свет младших богов, чьи обязанности состоят в поддержании первичного порядка и спокойствия божественной пары. Апсу замышляет истребить младших богов, но они, узнав о его намерении, убивают его до того, как он приводит свой план в исполнение. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей - гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона. Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской. Если в Египте Сфинкс почитался божественным символом власти фараонов, то в “Энума элиш” он выступает как воплощение зла, плод гнева и жажды мщения. Возможно, такая трактовка объясняется тем, что литературные образы вымышленных существ нередко отличаются от их художественного воплощения. Это обусловлено тем, что в древних литературных памятниках редко описывается внешний вид существ - либо подразумевается, что людям отлично известно, как они выглядят, либо решение этой задачи отдается на откуп их фантазии. Нельзя не учитывать и тот факт, что “Энума элиш” и Большой Сфинкс - почти современники.