1. Организационный момент (1 минута) | Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку Здравствуйте ребята. Итак друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(отчёт дежурных) | Отвечают на приветствие учителя, проводят проверку готовности своих рабочих мест и необходимых к уроку принадлежностей | Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация знаний по теме «Древнее Двуречье» (5 минут) | Вспоминаем то, что знаем по теме «Древнее Двуречье», подвести к пониманию причин возвышения Вавилона. Проверка домашнего задания: ответ по плану. 1. Как называется страна, которую мы изучили на прошлом уроке? Почему она так называется? Какие 3 названия 2. Месторасположение (показать на карте). 3. Какие главные богатства страны вам известны? Для чего использовались? 4. Сравнить письменность Двуречья с письменностью Египта. 5. Какие города Двуречья вы запомнили? (показать на карте). Ребята, как вы думаете, какие взаимоотношения были между городами Междуречья? | Отвечают на вопросы по поднятой руке. Междуречье. Так как располагается между двумя реками Тигром и Евфратом Показывают на карте Глина. Города из глиняных кирпичей, глиняные таблички. Египет — иероглифы, на папирусе. Двуречье — клинопись по глиняным табличкам. Ур и Урук. - Воевали друг с другом за власть, кому из них быть главным. | Познавательные: формулировка и обоснование выводов. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. |
3. Этап определения темы урока. Постановка цели урока | Сегодня мы продолжаем путешествие по Древнему Двуречью. В конце III тыс. до н.э. на берегу Евфрата появилось небольшое поселение, получившее название «Врата бога» - Баб-илу (Вавилон). Победил в этой борьбе город Вавилон (показать на карте), под властью которого объединилось почти все Двуречье. Почему как вы думаете? Давайте посмотрим на карту. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. А каково было значение рек? Правильно, по рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете куда? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока Учитель выводит план урока - Какую цель и задачи на урок мы с вами поставим? | - Расположен в удобном месте в центре Двуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат. - По ним передвигались, торговали. Вавилонское царство или государство Изучить особенности Вавилонского царства Узнать кто такой Хаммурапи Познакомится с религиозными верованиями вавилонян Узнать о чудесах Вавилона | . Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: общенаучные, действие постановки и решения проблем. Коммуникативные: планирование, владение диалогической формой речи. Личностные: смыслообразование |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | А)Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра. – Как вы думаете, чем уникален этот столб? Что на нем может быть написано? «Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?» Подводит учащихся к выводу, что этот столб ценен содержанием написанного на нём текста. Учебная задача: узнать, о чём этот текст? Изучить отрывки из законов царя Хаммурапи, сделать вывод, что или кого защищали законы, как наказывали за преступления. Сейчас мы будем работать с текстом законов в группах, даю вам 3 минуты, распределить в группе задачи каждого: кто записывает выводы, кто представляет выводы перед классом Статьи законов для первой группы (правоведы): Статьи законов для второй группы учеников (социологи): Статьи законов для третьей группы учеников (отношения в семье): Статьи законов для четвертой группы учеников «историки»: По ходу ответов на доске оформляется запись: Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны Познакомиться с текстом законов. Узнать, что или кого защищали законы, как наказывали за несоблюдение законов. Узнать были ли люди в Вавилонском государстве равны? - Какую задачу мы с вами уже выполнили? Б) Ребята обратите внимание на верхнюю часть базальтового столба. На этом рельефе изображены 2 человека. Как вы думаете кто это? Правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток со сводом законов. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что у вавилонян существовали религиозные верования. Давайте с вами обратимся к тексту учебника на стр 67 и познакомимся с вавилонскими божествами. В) Отражение религиозных верований вавилонян мы можем легко найти архитектурных сооружениях Вавилона. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в этот чудесный город. Физкультминутка Представляется видеоряд на основе которого вы должны заполнить в своих буклетах подписи к архитектурным сооружениям | Решают хронологические задачи Работают в группах с текстом статей законов и отвечают на вопросы к документам. Представитель от каждой группы отвечает на поставленные вопросы перед классом. Законы царя Хаммурапи поощряли честный и добросовестный труд. Законы защищали семью и права детей. Законы защищали своих подданных от рабства. В Вавилоне существовал рабовладельческий общественный строй. Люди в Вавилонском обществе были не равны. Законы закрепляли имущественное неравенство. - поняли цель составления, содержания и значения законов Хаммурапи; - продолжили формирование навыка работы с текстом исторического источника «Законы Хаммурапи»; - воспитывали навыки культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи при работе в группе Работают с текстом учебника заполняют таблицу Смотрят видеоролик в конце просмотра заполняют буклет | Познавательные: общенаучные, логические, действие решения проблемы. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов. |
5. Закрепление и обобщение знаний (3 минуты) | А) Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями. Б) Религиозные верования вавилонян свидельствуют о том, что успешность земледелия, ремесла и других занятий зависела от воли богов. Так же как и в древнем Египте. | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу делают вывод. Б) заполняют таблицу и сопоставляют богов Древнего Египта и Вавилона. | Познавательные Сравнивать и обобщать факты, определять логические связи, делать вывод |
6.Подведение итогов Домашнее задание | Параграф 12 – читать, отвечать на вопросы, По желанию: *подготовить рассказ об одном из чудес Вавилона **составить рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон - Заполните листы самооценок. | Заполняют листы самооценки. Поднимают руки. Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: оценка своего вклада в достижение цели урока |
7. Рефлексия | - Выяснить, зачем царю Хаммурапи нужны были законы? Мы можем теперь ответить на этот вопрос? Действительно, в предисловии к законам сам Хаммурапи говорит «Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям». Удалось нам достичь цели урока? Всего в тексте 282 закона, которые являются самым древним из дошедших до нас полных сводов законов. А каково их значение для исторической науки? Ребята, царь Хаммурапи правил во втором тысячелетии до н.э. И для поддержания порядка создал законы. - А только ли Вавилону нужны были законы? Только в древнем мире? - Как называется главный закон нашего государства? Почему важно каждому гражданину соблюдать законы? Мне все понятно (розовый листочек) У меня остались вопросы (оранжевый листочек) Я ничего не понял (голубой листочек) | - - Да, законы нужны были для порядка в государстве, укрепления власти. - Да, удалось. - Являются важным историческим источником, дают информацию о жизни в Междуречье. - Нет, они нужны и сейчас, нужны в любом государстве, чтобы поддерживать порядок. Отвечают на вопросы Приклейте листочек к райскому дереву | Регулятивные: удержание цели; оценка достижения цели. Познавательные: формулировать и обосновывать выводы. Личностные: формирование уважения к закону. |