СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древняя Русь VI-IX вв (исторические документы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка документов с вопросами (тексты часть С1-С3 ЕГЭ) может использоваться на уроке и при подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Древняя Русь VI-IX вв (исторические документы)»

Тексты части С1-С3 «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. VI-IX вв.»


Документ № 1

Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян

Вопросы и задания к документу № 1:

1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты и сгруппируйте их по определенным признакам: условия жизни; занятия людей; обычаи и общественное устройство.

2. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: истори­ческие факты или художественное описание?

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, огра­ничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие

* Маврикий Стратег (539—602) — византийский император, правил с 582 по 602 г. Считается автором одного из «Стратегиконов» — трактата по воинскому искусству с описанием походов в другие страны. случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Документ № 2

Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: о воинах славянах

Вопросы и задания к документу №2:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи.

2. На основе документа выделите основные приемы ведения боя славянами. Как вы думаете, чем они были вызваны?

3. Почему информацию о славянах этого периода ученые чаще всего находят в византийских или арабских источниках? О чем говорит этот факт?

Сражаться со своими врагами они любят в местах, порос­ших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в пе­реправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.

При этом они держат во рту специально изготовленные боль­шие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совер­шенно нельзя догадаться об их присутствии.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намочен­ными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

Документ № 3

Из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского о славянах

Вопросы и задания к документу № 3:

1. Выберите информацию о жизни и верованиях славянских племен.

2. Как можно охарактеризовать их общественное устройство и почему?

3. Определите характер религиозных верований славян.

4. Найдите сходство и различия в описаниях славян, принадлежа­щих Маврикию Стратегу и Прокопию Кесарийскому. Чем они вызваны?

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним челове­ком, издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дроти­ками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно вар­варский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраня­ют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

Документ № 4

Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте о славянах

* Ибн Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар — арабский писатель начала X века.

Вопросы и задания к документу № 4:

1. Дайте характеристику данному документу: когда был написан? кем? в чем историческая ценность этого источника?

2. Выберите информацию о славянах X в. и впишите ее в таблицу.

Природные условия

Быт

Занятия

Верования, обряды и культура





3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сде­лайте выводы о развитии славян и их связях.

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники.

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свире­ли длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников пре­даются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом.

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба пере­селяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.


Документ № 5

Из «Повести временных лет»*: о расселении славян

* «Повесть временных лет» (ПВЛ) — летопись, написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века.

*Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 г.) — византийский писатель и историк, советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах.

Вопросы и задания к документу № 5:

1. Дайте характеристику историческому источнику.

2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.

3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык про­изошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне

по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ля­хами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назва­лись полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.


Документ № 6

Из «Повести временных лет»: об основании Киева

Вопросы и задания к документу № 6:

1. Определите, что преобладает в летописном рассказе: исторические факты или художественное описание? Подумайте, почему так произошло?

2. Какой рассказ о возникновении Киева ближе к исторической правде и почему? Как это можно установить?

3. Почему, по-вашему мнению, в летописи не указаны время и место возникновения Киева?

4. Как можно установить точную дату основания Киева? Можно ли?

И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а тре­тьему — Хорив, и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где те­перь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев. Этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю [в Царьград], то, как говорят, большую честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил жизнь свою. И братья его Щек и Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.


Документ № 7

Из «Повести временных лет»: о путешествии апостола Андрея

Вопросы и задания к документу № 7:

1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.

2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете, воз­можно ли было таким путем попасть в Рим?

3. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новгоро­де?

Андрей [апостол] проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божияг будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолил­ся Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, видел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: «Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот на­топят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной водой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к му­ке, но сами себя так мучают, однако не мучаются, а моются». И слушая об этом, все удивлялись.

Документ № 8

Из «Повести временных лет»: о призвании варягов

Вопросы и задания к документу № 8:

1. Назовите событие, описанное летописью. Каково его значение в нашей истории?

2. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставь­те ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней нет»?

3. Именно этот фрагмент лег в основание «норманской теории». Мо­жет ли призвание варягов считаться основанием древнерусского государства? Свой ответ аргументируйте.

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пощли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик.


Документ № 9

Из «Повести временных лет»: о походе Руси на Царьград

Вопросы и задания к документу №9:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.

2. Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента?

3. Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?

4. Каковы условия мирного договора и его последствия?

В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою мно­жество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000; и пришел он к Царьграду.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».

И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.

«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо».

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязав­шись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда.

И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.

Документ № 10

Из «Повести временных лет»: о гибели князя Игоря

Вопросы и задания к документу № 10:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и определите цель, с которой Игорь пошел к древлянам.

2. Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?

3. Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?

4. Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы обнаружили и чем вы их объясняете?

В год 945. В этот год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда вдоволь и оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: и ты добудешь и мы».

Послушался их Игорь, и пошел за данью, и прибавлял к прежней дани, и чинили насилие им [древлянам] он и мужи его. Собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращюсь, похожу еще». Отпустил дружину свою домой, а сам с небольшой дружиной вернулся, желая еще больше добычи.

Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все ста­до, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять? Ты взял всю дань».

И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Ис-коростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было.

И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня.


Документ № 11

Из «Повести временных лет»: о мести княгини Ольги

Вопросы и задания к документу № 11:

1. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: истори­ческие факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?

2. Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давая оценку, подтверждайте ее фактами.

3. Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в X в.

И решили древляне: «Вот [мы] убили князя Русского; возь­мем жену его Ольгу за князя своего Мала, а с нею Святослава, и поступим с ним как захотим». И послали древляне своих лучших мужей числом 20 [человек], в лодке к Ольге. И пристали они в лодке под Боричевым, тогда ведь вода протекала возле горы Киевской... И поведали Ольге, что пришли древляне, и позвала их Ольга к себе и сказала им: «Добрые гости пришли. Скажите, чего ради пришли сюда?» Сказали древляне: «Послала нас Древ­лянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, был муж твой как волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, они оберегали Древлянскую землю, так пойди [замуж] за князя нашего Мала», было имя ему Мал, князю Древлянскому.

...И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя, а то не пустят меня люди киевские». Услыхав это, древляне избрали лучших мужей, которые управляли Древлянской землей, и послали за ней. Ког­да же древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, сказав так: «Помывшись, приходите ко мне». Они же затопили баню и влезли в нее и начали мыться. И заперли баню вместе с ними. И повелела Ольга зажечь ее от дверей, и там все погорели. И послала к древлянам со словами: «Вот я уже иду к вам, так приготовьте меды многие в городе, где вы убили моего мужа, да поплачу я над гробом его и сотворю тризну мужу своему». Они же, услыхав это, свезли много меда и сварили. Ольга же, взяв малую дружину, шла налегке, и пришла к гробу его [Игоря] и плакала по муже своем. И повелела людям своим насыпать могилу ве­ликую, и когда насыпали, велела совершить тризну. Потом сели древляне пить, и повелела Ольга своим отрокам прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где наша дружина, которую мы послали за тобой?» Она же сказала: «Идут за мной с дружиной мужа моего». И когда древляне упились, она повелела отрокам пить в их честь, а сама отошла прочь и велела дружине убивать древлян, и посекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев и снарядила воев против оставшихся древлян...

В лето 946 Ольга с сыном своим Святославом собрала мно­гих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и заперлись в городах своих. Ольга же с сыном сво­им устремилась на Искоростень-город, а древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает.

И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне, и обязались давать мне дань, и обра­батывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь давать дань». Древляне же сказали: «Рады бы мы давать дань, но ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего... и больше не хочу мстить, но хочу брать дань небольшую, и примирившись с вами пойду назад». Сказали же древляне: «Чего ты хочешь от нас? Рады дать медом и скорою». Она же сказала им: «Ныне у вас нет ни меду, ни мехов, но малого у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкую дань, как мой муж, вы ведь изнемогли в осаде, поэтому прошу у вас малого». Древляне же обрадовались и собрали с двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же раздала воям по голубю каждому, а другим по воробью и повелела к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув ее в маленькие платки, привязав ниткою к каждому из них. И повелела Ольга воинам своим, как только смеркнется, выпустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в гнезда свои, голуби — в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись голубятни, где клети, где башни, где хлевы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, потому что все дворы загорелись. И побежали люди из города^ и повелела Ольга воям своим хватать их, и, взяв город, сожгла его, и захватила старейшин городских, а прочих людей — одних перебила, а других отдала в работу своим мужам [дружинникам], а оставшихся заставила платить дань. И наложила на них дань тяжкую: две части этой дани идут в Киев, а третья в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород — город Ольги. И пошла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиной, уставляя уставы и уроки и там становища ее и ловища, и вернулась в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пребывала в нем один год.


Документы № 12 и 13

О князе Святославе Игоревиче

Вопросы и задания к документам № 12 и 13:

1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь исторические факты.

2. Проследите по карте направления походов князя Святослава. Куда и с какой целью он совершал походы?

3. Как характеризуют Святослава «Повесть временных лет» и визан­тийский историк? Есть ли общее в этих характеристиках?


12. Из «Повести временных лет»: о князе Святославе

В год 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, стал он собирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говяди­ну, и зажарив ее на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

В год 968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев его, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем етого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печене­гам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Пе­ченежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны [Днепра]». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы пригрозить печенегам. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лы-беди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

13. Из воспоминаний византийского историка Льва Диакона*: о князе Святославе

Вот какова была его [Святослава] наружность. Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрез­мерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — при­знак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.

Документы № 14 и 15 О крещении Руси

Вопросы и задания к документам № 14,15:

1. Сформулируйте причины принятия христианства.

2. Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам.

3. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.

4. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

14. Из «Повести временных лет»: о крещении Руси

Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где слу­жат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Вла­димир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет».,. По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...

Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крес­тились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не тающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...

Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и, попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение...

15. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал цер­ковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.

И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам... А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [цер­ковным] собором...

А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.

Документ № 16

Из « Повести временных лет»: о княжеских распрях

Вопросы и задания к документу №16:

1. Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?

2. К каким историческим последствиям привели эти события?

3. Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?

В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего род­ного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.

Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Ярославу 28 лет.

В 1018 году пришел Болеслав [король польский] с поляками вместе с Святополком против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и славян и пошел против Болеслава и Святополка и по­бедил Болеслав Ярослава. Ярослав с четырьмя мужами убежал в Новгород, а Болеслав со Святополком пошел в Киев. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам для прокормле­ния». И сделали так.

Святополк Окаянный сказал: «Сколько поляков по городам, избивайте их». И перебили поляков. Болеслав же бежал из Киева, захватив ценности и бояр и сестер Ярослава. Множество народу увел с собою, города занял и вернулся в свою землю. Святополк начал княжить в Киеве. И пошел Ярослав против Святополка, и бежал Святополк к печенегам.

В 1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.


Документ № 17

Похвала Ярославу Мудрому (из «Повести временных лет»)

Вопросы и задания к документу № 17:

1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?

2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?

3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.

4. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в ХГХ в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?

* Лев Диакон — византийский писатель и историк-хронист X в.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы j благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божествен­ным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги на­ставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие все­ленную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковны­ми, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей И людей крещеных, а враг сетовал на это; побеждаемый новыми людьми крещеными.

Документ № 18

Из «Повести временных лет»: о киевском восстании

Вопросы и задания к документу № 18:

1. В чем причины восстания в Киеве и каковы его последствия?

2. Что такое народное вече и какую роль в управлении городом оно играло?

3. Как вы думаете, укрепляли или ослабляли народные восстания власть великого князя? Свое мнение обоснуйте.

В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую землю, по­ловцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. Побежали русские князья, и победили их половцы. Киевляне прибежали и устроили вече на торгу, и обратившись князю, сказали: «Вот половцы рассыпались по всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними». Изяслав этого не послушал. Люди закричали и пошли к темнице, где сидел Всеслав [двоюродный племянник Изяс-лава]. Изяслав, видя это, вместе со Всеволодом побежал со двора, люди освободили Всеслава из темницы. Двор княжеский они разграбили. Изяслав бежал в Польшу. В Киеве в это время сидел Всеслав.

В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем поль­ским] против Всеслава. Всеслав ночью, тайком от киевлян бежал.

Изяслав впереди себя послал сына своего Мстислава в Киев. Мстислав, придя, изрубил киевлян, которые освободили Всеслава, в количестве 70 человек, а других ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о них. И сел Изяслав на столе своем, а сына своего Мстислава посадил в Полоцке [на место выгнанного Всеслава].


Документ № 19

Из «Русской правды»

Вопросы и задания к документу № 19:

1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?

2. Заполните таблицу.

Какие факты свидетельствуют об укреплении княжеской власти?

Что указывает на сохранившиеся общинные порядки?



3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?

4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?

5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI-XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?

6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?

Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится распла­чиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гри­вен.

А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.

За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему доста­точно двух свидетелей.

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.

Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

За украденного коня платить 3 гривны.

Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.

Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.

Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;

А [за убийство] холопа или робы виры нет;

Холопство обельное троякого вида: если кто купит [посту­пающего в холопы] в присутствии свидетелей;

А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет.

А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.

Словарь

вервь — славянская община

вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного

человека

гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота людин — свободный сельчанин или горожанин дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)

тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель

тиун огнищный — управитель дома

сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйствен­ными угодьями

пахотный тиун — управитель пахотными работами

рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору

смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда

роба — рабыня — служанка

бортная — приспособление для сбора меда диких пчел

закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду

холопство обельное — полное рабство


Документ № 20

Из «Повести временных лет»: о съезде князей

Вопросы и задания к документу № 20:

1. Найдите в тексте объяснение причин сбора князей на съезд.

2. Оцените решения съезда по их последствиям.

3. Удалось ли князьям прекратить междоусобицы? Если нет, то по­чему?

В 1097 году пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Иго­ревич, и Василько Ростиславович, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и съехались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая. А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединим­ся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того — крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.


Документ №21

Из «Поучения» князя Владимира Мономаха (XII в.)

Вопросы и задания к документу № 21:

1. Выделите в тексте нравственные принципы, которые Владимир Мономах хочет привить своим детям; от чего он их предостерега­ет?

2. Только ли своих детей поучал Владимир Мономах?

3. Актуальны ли сегодня нравственные установки Владимира Моно-маха? Свой ответ поясните.

4. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?

А теперь, поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я В разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.

В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну иыйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ми питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.

Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, от того ведь душа по­гибает и тело.

Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жи-и ищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете И где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И иолее же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, про­столюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Ленность всему [злому] мать: ЧТО кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

1