Тексты части С1-С3 «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. VI-IX вв.»
Документ № 1
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян
Вопросы и задания к документу № 1:
1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты и сгруппируйте их по определенным признакам: условия жизни; занятия людей; обычаи и общественное устройство.
2. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание?
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие
* Маврикий Стратег (539—602) — византийский император, правил с 582 по 602 г. Считается автором одного из «Стратегиконов» — трактата по воинскому искусству с описанием походов в другие страны. случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Документ № 2
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: о воинах славянах
Вопросы и задания к документу №2:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи.
2. На основе документа выделите основные приемы ведения боя славянами. Как вы думаете, чем они были вызваны?
3. Почему информацию о славянах этого периода ученые чаще всего находят в византийских или арабских источниках? О чем говорит этот факт?
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.
При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.
Документ № 3
Из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского о славянах
Вопросы и задания к документу № 3:
1. Выберите информацию о жизни и верованиях славянских племен.
2. Как можно охарактеризовать их общественное устройство и почему?
3. Определите характер религиозных верований славян.
4. Найдите сходство и различия в описаниях славян, принадлежащих Маврикию Стратегу и Прокопию Кесарийскому. Чем они вызваны?
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
Документ № 4
Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте о славянах
* Ибн Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар — арабский писатель начала X века.
Вопросы и задания к документу № 4:
1. Дайте характеристику данному документу: когда был написан? кем? в чем историческая ценность этого источника?
2. Выберите информацию о славянах X в. и впишите ее в таблицу.
Природные условия | Быт | Занятия | Верования, обряды и культура |
| | | |
3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сделайте выводы о развитии славян и их связях.
В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники.
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом.
Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.
Документ № 5
Из «Повести временных лет»*: о расселении славян
* «Повесть временных лет» (ПВЛ) — летопись, написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века.
*Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 г.) — византийский писатель и историк, советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах.
Вопросы и задания к документу № 5:
1. Дайте характеристику историческому источнику.
2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.
3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.
И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне
по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.
Документ № 6
Из «Повести временных лет»: об основании Киева
Вопросы и задания к документу № 6:
1. Определите, что преобладает в летописном рассказе: исторические факты или художественное описание? Подумайте, почему так произошло?
2. Какой рассказ о возникновении Киева ближе к исторической правде и почему? Как это можно установить?
3. Почему, по-вашему мнению, в летописи не указаны время и место возникновения Киева?
4. Как можно установить точную дату основания Киева? Можно ли?
И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а третьему — Хорив, и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев. Этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю [в Царьград], то, как говорят, большую честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил жизнь свою. И братья его Щек и Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.
Документ № 7
Из «Повести временных лет»: о путешествии апостола Андрея
Вопросы и задания к документу № 7:
1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.
2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете, возможно ли было таким путем попасть в Рим?
3. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новгороде?
Андрей [апостол] проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божияг будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, видел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: «Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной водой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами себя так мучают, однако не мучаются, а моются». И слушая об этом, все удивлялись.
Документ № 8
Из «Повести временных лет»: о призвании варягов
Вопросы и задания к документу № 8:
1. Назовите событие, описанное летописью. Каково его значение в нашей истории?
2. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставьте ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней нет»?
3. Именно этот фрагмент лег в основание «норманской теории». Может ли призвание варягов считаться основанием древнерусского государства? Свой ответ аргументируйте.
В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пощли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик.
Документ № 9
Из «Повести временных лет»: о походе Руси на Царьград
Вопросы и задания к документу №9:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.
2. Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента?
3. Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?
4. Каковы условия мирного договора и его последствия?
В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000; и пришел он к Царьграду.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».
И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.
«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо».
Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда.
И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.
Документ № 10
Из «Повести временных лет»: о гибели князя Игоря
Вопросы и задания к документу № 10:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и определите цель, с которой Игорь пошел к древлянам.
2. Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?
3. Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?
4. Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы обнаружили и чем вы их объясняете?
В год 945. В этот год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда вдоволь и оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: и ты добудешь и мы».
Послушался их Игорь, и пошел за данью, и прибавлял к прежней дани, и чинили насилие им [древлянам] он и мужи его. Собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращюсь, похожу еще». Отпустил дружину свою домой, а сам с небольшой дружиной вернулся, желая еще больше добычи.
Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять? Ты взял всю дань».
И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Ис-коростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было.
И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня.
Документ № 11
Из «Повести временных лет»: о мести княгини Ольги
Вопросы и задания к документу № 11:
1. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?
2. Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давая оценку, подтверждайте ее фактами.
3. Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в X в.
И решили древляне: «Вот [мы] убили князя Русского; возьмем жену его Ольгу за князя своего Мала, а с нею Святослава, и поступим с ним как захотим». И послали древляне своих лучших мужей числом 20 [человек], в лодке к Ольге. И пристали они в лодке под Боричевым, тогда ведь вода протекала возле горы Киевской... И поведали Ольге, что пришли древляне, и позвала их Ольга к себе и сказала им: «Добрые гости пришли. Скажите, чего ради пришли сюда?» Сказали древляне: «Послала нас Древлянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, был муж твой как волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, они оберегали Древлянскую землю, так пойди [замуж] за князя нашего Мала», было имя ему Мал, князю Древлянскому.
...И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя, а то не пустят меня люди киевские». Услыхав это, древляне избрали лучших мужей, которые управляли Древлянской землей, и послали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, сказав так: «Помывшись, приходите ко мне». Они же затопили баню и влезли в нее и начали мыться. И заперли баню вместе с ними. И повелела Ольга зажечь ее от дверей, и там все погорели. И послала к древлянам со словами: «Вот я уже иду к вам, так приготовьте меды многие в городе, где вы убили моего мужа, да поплачу я над гробом его и сотворю тризну мужу своему». Они же, услыхав это, свезли много меда и сварили. Ольга же, взяв малую дружину, шла налегке, и пришла к гробу его [Игоря] и плакала по муже своем. И повелела людям своим насыпать могилу великую, и когда насыпали, велела совершить тризну. Потом сели древляне пить, и повелела Ольга своим отрокам прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где наша дружина, которую мы послали за тобой?» Она же сказала: «Идут за мной с дружиной мужа моего». И когда древляне упились, она повелела отрокам пить в их честь, а сама отошла прочь и велела дружине убивать древлян, и посекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев и снарядила воев против оставшихся древлян...
В лето 946 Ольга с сыном своим Святославом собрала многих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и заперлись в городах своих. Ольга же с сыном своим устремилась на Искоростень-город, а древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает.
И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне, и обязались давать мне дань, и обрабатывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь давать дань». Древляне же сказали: «Рады бы мы давать дань, но ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего... и больше не хочу мстить, но хочу брать дань небольшую, и примирившись с вами пойду назад». Сказали же древляне: «Чего ты хочешь от нас? Рады дать медом и скорою». Она же сказала им: «Ныне у вас нет ни меду, ни мехов, но малого у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкую дань, как мой муж, вы ведь изнемогли в осаде, поэтому прошу у вас малого». Древляне же обрадовались и собрали с двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же раздала воям по голубю каждому, а другим по воробью и повелела к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув ее в маленькие платки, привязав ниткою к каждому из них. И повелела Ольга воинам своим, как только смеркнется, выпустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в гнезда свои, голуби — в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись голубятни, где клети, где башни, где хлевы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, потому что все дворы загорелись. И побежали люди из города^ и повелела Ольга воям своим хватать их, и, взяв город, сожгла его, и захватила старейшин городских, а прочих людей — одних перебила, а других отдала в работу своим мужам [дружинникам], а оставшихся заставила платить дань. И наложила на них дань тяжкую: две части этой дани идут в Киев, а третья в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород — город Ольги. И пошла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиной, уставляя уставы и уроки и там становища ее и ловища, и вернулась в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пребывала в нем один год.
Документы № 12 и 13
О князе Святославе Игоревиче
Вопросы и задания к документам № 12 и 13:
1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь исторические факты.
2. Проследите по карте направления походов князя Святослава. Куда и с какой целью он совершал походы?
3. Как характеризуют Святослава «Повесть временных лет» и византийский историк? Есть ли общее в этих характеристиках?
12. Из «Повести временных лет»: о князе Святославе
В год 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, стал он собирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив ее на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
В год 968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев его, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем етого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны [Днепра]». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы пригрозить печенегам. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лы-беди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
13. Из воспоминаний византийского историка Льва Диакона*: о князе Святославе
Вот какова была его [Святослава] наружность. Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.
Документы № 14 и 15 О крещении Руси
Вопросы и задания к документам № 14,15:
1. Сформулируйте причины принятия христианства.
2. Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам.
3. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.
4. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?
14. Из «Повести временных лет»: о крещении Руси
Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет».,. По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не тающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и, попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение...
15. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.
И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам... А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором...
А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.
Документ № 16
Из « Повести временных лет»: о княжеских распрях
Вопросы и задания к документу №16:
1. Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?
2. К каким историческим последствиям привели эти события?
3. Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?
В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего родного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.
Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Ярославу 28 лет.
В 1018 году пришел Болеслав [король польский] с поляками вместе с Святополком против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и славян и пошел против Болеслава и Святополка и победил Болеслав Ярослава. Ярослав с четырьмя мужами убежал в Новгород, а Болеслав со Святополком пошел в Киев. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам для прокормления». И сделали так.
Святополк Окаянный сказал: «Сколько поляков по городам, избивайте их». И перебили поляков. Болеслав же бежал из Киева, захватив ценности и бояр и сестер Ярослава. Множество народу увел с собою, города занял и вернулся в свою землю. Святополк начал княжить в Киеве. И пошел Ярослав против Святополка, и бежал Святополк к печенегам.
В 1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.
Документ № 17
Похвала Ярославу Мудрому (из «Повести временных лет»)
Вопросы и задания к документу № 17:
1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?
2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?
3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.
4. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в ХГХ в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?
* Лев Диакон — византийский писатель и историк-хронист X в.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы j благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.
Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей И людей крещеных, а враг сетовал на это; побеждаемый новыми людьми крещеными.
Документ № 18
Из «Повести временных лет»: о киевском восстании
Вопросы и задания к документу № 18:
1. В чем причины восстания в Киеве и каковы его последствия?
2. Что такое народное вече и какую роль в управлении городом оно играло?
3. Как вы думаете, укрепляли или ослабляли народные восстания власть великого князя? Свое мнение обоснуйте.
В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. Побежали русские князья, и победили их половцы. Киевляне прибежали и устроили вече на торгу, и обратившись князю, сказали: «Вот половцы рассыпались по всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними». Изяслав этого не послушал. Люди закричали и пошли к темнице, где сидел Всеслав [двоюродный племянник Изяс-лава]. Изяслав, видя это, вместе со Всеволодом побежал со двора, люди освободили Всеслава из темницы. Двор княжеский они разграбили. Изяслав бежал в Польшу. В Киеве в это время сидел Всеслав.
В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем польским] против Всеслава. Всеслав ночью, тайком от киевлян бежал.
Изяслав впереди себя послал сына своего Мстислава в Киев. Мстислав, придя, изрубил киевлян, которые освободили Всеслава, в количестве 70 человек, а других ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о них. И сел Изяслав на столе своем, а сына своего Мстислава посадил в Полоцке [на место выгнанного Всеслава].
Документ № 19
Из «Русской правды»
Вопросы и задания к документу № 19:
1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?
2. Заполните таблицу.
Какие факты свидетельствуют об укреплении княжеской власти? | Что указывает на сохранившиеся общинные порядки? |
| |
3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?
4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?
5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI-XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?
6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?
Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.
Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.
За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.
Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.
Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.
За украденного коня платить 3 гривны.
Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.
Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.
Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;
А [за убийство] холопа или робы виры нет;
Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;
А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет.
А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.
Словарь
вервь — славянская община
вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного
человека
гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота людин — свободный сельчанин или горожанин дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)
тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель
тиун огнищный — управитель дома
сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями
пахотный тиун — управитель пахотными работами
рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору
смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда
роба — рабыня — служанка
бортная — приспособление для сбора меда диких пчел
закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду
холопство обельное — полное рабство
Документ № 20
Из «Повести временных лет»: о съезде князей
Вопросы и задания к документу № 20:
1. Найдите в тексте объяснение причин сбора князей на съезд.
2. Оцените решения съезда по их последствиям.
3. Удалось ли князьям прекратить междоусобицы? Если нет, то почему?
В 1097 году пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславович, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и съехались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая. А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того — крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.
Документ №21
Из «Поучения» князя Владимира Мономаха (XII в.)
Вопросы и задания к документу № 21:
1. Выделите в тексте нравственные принципы, которые Владимир Мономах хочет привить своим детям; от чего он их предостерегает?
2. Только ли своих детей поучал Владимир Мономах?
3. Актуальны ли сегодня нравственные установки Владимира Моно-маха? Свой ответ поясните.
4. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?
А теперь, поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я В разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.
В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну иыйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ми питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.
Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жи-и ищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете И где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И иолее же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем.
Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Ленность всему [злому] мать: ЧТО кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.
1