Просмотр содержимого документа
«Древнегреческий театр»
Древнегреческий театр
слово «театр» произошло от греческого «театрон» - «место, где собираются, чтобы посмотреть».
- Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.
- Возник из сельских празднеств в честь бога Диониса
- Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии.
- Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос»-козел и «оде»-песнь, т.е. песнь козлов. Спутниками Диониса были сатиры - козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
- Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами устраивают веселые хороводы.
- В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом.
- Слово «комедия» происходило от двух греческих слов «комос» и «оде».
- Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками.
Дионис считался богом виноделия, а потом стал богом поэзии и театра.
Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).
… Так вот же радуйся с нами и ты, Дионис многогрозный! Дай и на будующий год нам в веселии снова собраться!
Дионис и спутники; Кратер чернофигурный.
- Почвой древнегреческого искусства считают мифологию.
- В ходе развития греческой трагедии в круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Геракла, Феспида и других.
- По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития Феспид был первым афинским трагическим поэтом.
- 534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом рождения мирового театра.
- Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана .
- Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.
- Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена.
- Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
- со времен древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом.
- У каждого актера были две-три большие маски: одна изображала спокойное лицо, вторая - встревоженное, третья - искаженное ужасом…
характер действующего лица определялся маской, которую надевал актер: хохочущую, скорбную, умиротворенную. Определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему -хитрого и коварного.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены.
Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры.
Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.
Устройство греческого театра: 1 — зрительный зал; 2 — орхестра; 3 — скена; 4 — парод;
- Театр в ту пору был не развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса. Государство выплачивало зрителям (заметьте, не актерам) их дневной заработок, чтобы они могли 4 дня спокойно сидеть в театре.
- До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера.
- Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость.
- Занавеса в греческом театре не было.
Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, до 17 тыс.чел).
В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.
Входными билетами на театральны представления в античном театре служили жетоны.
Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.
Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы. Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком,стучали ногами.
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.