СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература.Иконопись.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В презентации дан дополнительный материал по иконописи.Можно воспользоваться этой презентацией при изучении ДРЛ.

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература.Иконопись.»

 Древнерусская икона Цели урока: Познакомиться с особенностями древнерусской иконы; выяснить ее значение для истории; ее место в жизни современного человека.

Древнерусская икона

Цели урока:

Познакомиться с особенностями древнерусской иконы;

выяснить ее значение для истории;

ее место в жизни современного человека.

Основные понятия:  икона,  «цки»,  паволока,  левкас,  ковчег,  канон

Основные понятия: икона, «цки», паволока, левкас, ковчег, канон

В переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем самым языком, каким говорила она с нашими предками».   Е.Н. Трубецкой, русский философ

В переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем самым языком, каким говорила она с нашими предками». Е.Н. Трубецкой, русский философ

Икона от греч. «образ, изображение»   Икона сопровождала человека от рождения до смерти. Икона вдохновляла русских воинов.  В горнице иконе отводили «красный угол». 3

Икона от греч. «образ, изображение»

  • Икона сопровождала человека от рождения до смерти.
  • Икона вдохновляла русских воинов.
  • В горнице иконе отводили «красный угол».

3

Большинство икон находится в храмах 4

Большинство икон находится в храмах

4

5

5

Подготовка мастера к работе: Пост  Молитва  Размышление над смыслом образа 5

Подготовка мастера к работе:

  • Пост
  • Молитва
  • Размышление над смыслом образа

5

В работе мастер строго следовал канону. Канон – строго соблюдаемое церковное правило в изображении образа святого.   7

В работе мастер строго следовал канону.

Канон – строго соблюдаемое церковное правило в изображении образа святого.

7

Первоначально икона создавалась одним мастером.   Со времен Ивана Грозного над иконой трудились целые артели художников, где каждый выполнял определенный вид работы.    7

Первоначально икона создавалась одним мастером. Со времен Ивана Грозного над иконой трудились целые артели художников, где каждый выполнял определенный вид работы.

7

«цки»- доска для написания иконы Липа  Кипарис  Сандаловое дерево 9

«цки»- доска для написания иконы

  • Липа
  • Кипарис
  • Сандаловое дерево

9

Ковчег – неглубокая прямоугольная выемка на лицевой стороне иконы Поясняющие тексты ковчег Такие иконы делали до XVII в. 10

Ковчег – неглубокая прямоугольная выемка на лицевой стороне иконы

Поясняющие тексты

ковчег

Такие иконы делали до XVII в.

10

Паволока – холщовая ткань, наклеиваемая на лицевую сторону доски Левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея. 10

Паволока – холщовая ткань, наклеиваемая на лицевую сторону доски

Левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея.

10

Мастер на левкас иконы накладывал через кальку рисунок, который с помощью тонкой иглы накалывался по контуру и присыпался угольным порошком таким образом, чтобы образовалась линия. 12

Мастер на левкас иконы накладывал через кальку рисунок, который с помощью тонкой иглы накалывался по контуру и присыпался угольным порошком таким образом, чтобы образовалась линия.

12

Затем иконописец процарапывал рисунок и приступал к золочению – перенесению сияния на икону. 12

Затем иконописец процарапывал рисунок и приступал к золочению – перенесению сияния на икону.

12

XII-XIV вв. золотой фон заменяют красным.  «Красный» значит красивый    После начинали работать с красками, растертыми на яичном желтке. 12

XII-XIV вв. золотой фон заменяют красным. «Красный» значит красивый После начинали работать с красками, растертыми на яичном желтке.

12

 Сверху икона покрывалась олифой, приготовленной на основе чистого льняного масла, томившегося в течение полугода в горячих печках. 12

Сверху икона покрывалась олифой, приготовленной на основе чистого льняного масла, томившегося в течение полугода в горячих печках.

12

Теперь к работе приступали мастера-резчики и ювелиры. 12

Теперь к работе приступали мастера-резчики и ювелиры.

12

80-100 лет 12

80-100 лет

12

Испорченная икона 12

Испорченная икона

12

мастера Андрей Рублев  «Троица» 1411 (20)г.

мастера

Андрей Рублев

«Троица»

1411 (20)г.

Неизвестный мастер  Владимирская Богоматерь  XII в. 20

Неизвестный мастер Владимирская Богоматерь XII в.

20

Симон Ушаков  Насаждение древа государства Российского  1668 г. 21

Симон Ушаков Насаждение древа государства Российского 1668 г.

21

Алексей Петров  Никола Липный  1294 г. 22

Алексей Петров Никола Липный 1294 г.

22

Феофан Грек  Донская богоматерь   первое упоминание 1380г. 23

Феофан Грек Донская богоматерь первое упоминание 1380г.

23

Нужно ли человеку XXI века знать об иконах? 24

Нужно ли человеку XXI века знать об иконах?

24

О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!  Многими красотами прославлена ты.  Всем ты, преисполнена, земля Русская,  Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской,  Духом богатырским, любовью к своему народу… 25

О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты, преисполнена, земля Русская, Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, Духом богатырским, любовью к своему народу…

25

Спасибо за внимание! 25

Спасибо за внимание!

25