СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древний Египет: олицетворение вечности

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока на тему Древний Египет - олицетворение вечности 

Просмотр содержимого документа
«Древний Египет: олицетворение вечности»

Конспект урока по МХК

Класс: 10

Тема: Древний Египет: олицетворение вечности

Основные понятия: Мифология, религия, пирамида, заупокойный культ

Цель: рассмотреть понятие "культура", осуществить знакомство  учащихся с культурой Древнего Египта.

Задачи: 

  • создать у школьников представления об искусстве, религии, науке древних египтян;

  • продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;

  • воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.

Оборудование: учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Объявление темы, целей урока.

III.Актуализация знаний:

1)Один из обучаюшийся по плану с использованием карты рассказывает о географическом положении Египта.

План рассказа о географическом положении и природных условиях страны. 
Примерный ответ:

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ, государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил. Территория Египта - один из древнейших очагов цивилизации. Историю Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3-е тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.), Нового (до кон. 11 в.) царств, поздний и персидский (11-4 вв., в 6-4 вв. - под властью персов), эллинистический (4-1 вв. до н. э., в составе государства Птолемеев). Расцвет в 16-15 вв. до н. э., когда были завоеваны Сирия, Палестина, Куш и другие территории. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролировавшихся наместниками фараона - номархами. Завоеван римлянами в 30 году до н. э. (составил римскую пров. Египет).

2. Игра "Что я знаю о Египте" 

В ходе игры каждый ученик должен назвать известную ему информацию о Египте, не повторяя предыдущего отвечающего. (Активность ученика на данном этапе позволяет ему в ходе урока получить хорошую отметку. Тот, кто во время игры отвечает несколько раз, получает отметку сразу. Критерием оценивания служит развернутость ответа, фактическая точность. В данном случае сама форма работы стимулирует у обучающихся познавательную активность, так как проводится в системе. Готовясь к такой игре, дети стараются проявить себя, а для этого необходим определнный багаж знаний по теме).

IV.Изучение новой темы.

Беседа.   

1.Работа с понятием "культура" - Как вы думаете, что означает слово КУЛЬТУРА?

Примерный ответ: культура – это все то, что создается человеческим трудом. -Далее мы будем составлять схему по теме "Культура Древнего Египта". 

Для этого вспомним 

-Что создавали люди в Древнем Египте? Попробуем разграничить данные понятия, их можно объединить в большие группы: искусство, религия, наука, другие достижения. (Схема будет изменяться по мере ее наполнения).

(Обучающиеся заполняют схему по мере знакомства с разными видами культуры и выполняют упражнение на заранее приготовленных листах-карточках).

Слово учителя.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Черная земля и Красная земля: Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» - бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока

Основные типы сохранившихся памятников

Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян

Особенности религиозного мировоззрения египтян

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства.

Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного. 

Письменность и язык

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 г. до н. э.; с тех времен египетский язык прошел несколько этапов в своем развитии: древнеегипетский (Древнее царство), среднеегипетский (Среднее царство), новоегипетский (Новое царство и Третий переходный период), демотический (Позднее время и римский период) и коптский (период господства в Египте христианства). С эпохи Среднего царства среднеегипетский язык был признан классическим языком литературы и религиозных текстов. Развитие египетского языка нам известно благодаря многочисленным письменным источникам. Существовало три вида письма, древнейшим из которых являлось иероглифическое; иероглифическая графика предназначалась для официальных надписей на стенах храмов, гробниц, стелах и культовых предметах. Деловые документы, сказки и письма записывались скорописью - иератикой, практиковавшейся с конца Древнего царства по Новое царство включительно. В Позднее время, примерно с VIII в. до н. э. этот вид скорописи вытесняется новым видом скорописи - демотикой. С эпохи Позднего времени иероглифическая письменность называлась «божественной речью», поскольку она использовалась в религиозных целях, в то время как демотическая письменность употреблялась в повседневной жизни. С утверждением в Египте христианства иероглифика выходит из употребления, будучи тесно связанной с языческими культами. В греко-римскую эпоху на основе соединения некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленного и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», - такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.

В эпоху Древнего царства двор фараона и он сам находились в столице Мемфисе. В распоряжении фараона, возглавлявшего пирамиду египетского общества, находилась широкая и высокоразвитая сеть администрации, без функционирования которой государством невозможно было бы эффективно управлять. Тем не менее, исходя из титулов, все-таки затруднительно сказать с уверенностью какие именно функции исполнял тот или иной вельможа. Самой высокой должностью в Египте (после фараона) была должность визиря ( чати), через ведомство которого проходили все царские распоряжения; он же являлся верховным судьей.

Пирамиды и культура эпохи Древнего царства

Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений - пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные цели, они одновременно демонстрировали могущество правящего фараона.

Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп. Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра дин.).возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями. Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка - «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего. В эту же эпоху сложился художественный канон в египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.

В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (бен-бен), символизирующий лучи солнца. Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых имел свое название. Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V дин.), надпись Уни (VI дин.), надпись номарха Хархуфа (VI дин.).

Научные знания Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития.

Египетский год делился на три сезона по четыре месяца - Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

 А теперь прозвучит стихотворение, после которого попытайтесь ответить на вопрос

- Какова особенность изображения богов в Древнем Египте, с чем это связано? Ученик читает стихотворение:

Стоим перед богом по имени Гор. 

С большим удивлением смотрим в упор: 

При всем человечьем обличье 

Имеет он голову птичью! 

Он рядом с богиней стоит львинолицей, 

А рядом богиня корова теснится, 

И только богиня Исида 

Похожа на женщину видом. 

Мы видели бога по имени Тот, 

А также богиню по имени Нут. 

Мы помнили точно, 

Кто – этот, кто – тот, 

Наверное, целых пятнадцать минут.(Слайд с богами, слайд со схемой)

Домашнее задание: записи в тетради

Литература:

  1. Видеофрагмент "Чудеса священные и загадочные. Пирамиды. Гиза. Египет" – сборник видеофильмов "Великие чудеса света". - ЗАО "Изд.дом Ридерз Дайджест", 1997.











Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности

Периодизация древнеегипетского искусства

Если представить периодизацию древнеегипетского искусства в самом общем виде в таблице, то выглядеть она будет вот так:

Период

Даты

Династии

Основные фараоны и важнейшие памятники

Додинастический период

5 – 4 тыс. до н.э.

0 династия

​ 0 династия – палетка Нармера

Раннее царство

30 – 28 века до н.э.

1 – 2 династии

​ 1 династия – стела Джета

Древнее царство

28 – 23 века до н.э.

3 – 6 династии

​ 3 династия – пирамида Джосера

​ 4 династия – три пирамиды Снофру, пирамиды в Гизе

​  5-6 династии – солнечные храмы

Первый период распада


7 – 10 династии

Сохранилось мало памятников.





Среднее царство

21 – 18 века до н.э.

11 – 12 династии

​ 11 династия – Ментухотеп I, заупокойный храм в Дейр эль-Бахари

​ 12 – Сенусерты I, II, и III, начало строительства храма в Карнаке

Второй период распада


13 – 17 династии

Сохранилось мало памятников.

Новое царство

16 – 11 века до н.э.

18 – 20 династии

​ Первая половина 18 династии – Тутмессиды и Хатшепсут

​ Вторая половина 18 династии – Эхнатон и его преемники

​ 19-20 династии – Рамессиды

Поздний период

11 – 4 века до н.э.

21 – 31 династии

​ 21 династия – местные фараоны

​  С 22 по 25 дин. – иноземцы

​ 26 династия – эпоха Саиса

​ 27 династия – персы

​ 28 – 31 династии – местные фараоны

​ 332 г. до н.э. – завоевание Египта Александром Македонским, начало эпохи эллинизма

Египетская цивилизация возникла более 10 000 лет назад, когда на прилегающих к Нилу землях обитали кочевые племена охотников. Постепенное иссушение климата превратило плодородные саванны в пустыню, и со временем охотники заселили берега Нила. Свою страну древние египтяне называли «Кемет», то есть «черная», по ассоциации с черным цветом плодородной почвы. В дальнейшем же за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», возникшее от названия «Хикупта» («Крепость духа Пта»), которое относилось к городу Мемфису, расположенному неподалеку от Каира

Вплоть до конца 19 века изучение истории Древнего Египта (в первую очередь ранних династий) опиралось на полулегендарные сведения, свидетельства греческих и римских историков, а также древнеегипетские источники, например, знаменитый Палермский камень (илл. 2) – древнейший из дошедших документов. Вся его поверхность была покрыта именами фараонов с указанием продолжительности правлений.

Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. В этом разделе вы найдёте социально-экономическую и политическую характеристику каждого периода.

Додинастический период

5-4-е тысячелетия до н. э. Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая ГЕРЗЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии), эпохи энеолита (4-е тыс. до н. э.). Названа по могильнику Герзе (Ниж. Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками. Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов — крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область - "ном", писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н. э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество и их площадь менялись. Между номами активно велась борьба за землю, скот и рабов. 

Раннее царство

С 30 до 28 вв. до н. э., время правления I и II династий фараонов. Из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний с центром в Буто и Египет Нижний со столицей в Иеранкополе. Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Нижнего и Верхнего Египта. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис [греческая транскрипция древнеегипетского Мен-нефер — «Благое пристанище», название пирамиды царя Пиопи II (22 в. до н. э.); собственно древнеегипетское название города — Хет-ка-Птах, «Усадьба двойника (бога) Птаха»] в южной части дельты Нила. С объединения Египта начинают отсчет древнеегипетских династий. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию, которая обеспечивала создание общегосударственной системы ирригационных сооружений.

Древнее царство

28 - 23 вв. до н. э. Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

В этот период наряду с общественным появляется и частное землевладение. Интенсивно укрепляется государственный апарат, который возглавляет верховный сановник - тчати. Часть номовой знати, группировавшаяся вокруг двора фараонов, превращалась в придворную знать. Формируется постоянное войско, укомплектованное общинниками или иноземцами.

Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны и верховных собственников всех земель. Власть фараонапостепенно усиливалась. Он был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён, его считали сыном солнца, которое почтиалось как бог живых царей. Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).

С усилением культа обожествленния царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ. Выражением этого было строительство в этот периодпирамид — гробниц фараонов ДжосераСнофруХеопса (Хуфу)Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Обожествление личности фараона приводило к его деспотической власти над общинниками, которые были свободными лишь формально. В обязанность им вменялось участие в сооружении храмов, рытье каналов, строительстве гробниц фараонов.

Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны V династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к номовой. остепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили её политическое влияние. Около 2200 г. до нэ.э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается не независимые и даже враждующие между собой номы.

Среднее царство

21 - 18 вв до н. э. Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления цетральной власти и политического распада страны (в конце правления фараонов IV династии), её экономического упадка и запустения ирригационной системы страны. Дошедшие до нас надписи этого времени постоянно говорят о голоде. В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, нашествия чужеземцев, восстания крестьян и рабов, что несомненно наложило свою печать на духовную жизнь египтян.

В конце XXI в. до н.э. страна была вновь объединена усилиями фиванских правителей, основавших XI династию фараонов. Они подчинили себе весь Египет и сделали Фивы столицей государства. Опираясь на мелких и средних рабовладельцев и зажиточных ремесленников, Аменехмет I, первый правитель XII династии ограничил привилегии правителей номов. При последних фараонах XII династии номовая власть была лишена политической самостоятельности.

Для упрочения материальной основы своего престижа фараоны Среднего царства были вынуждены снова накапливать земельные богатства, вести захватнические войны в Нубии, Палестине, Сирии ради добычи золота и тех видов сырья, которыми не был богат Египет. Фараоны провели также грандиозные осушительные ирригационные работы в Среднем Египте. Благодаря этому выросла производительность труда в стране и стали более оживлёнными внешняя торговля и обмен с Сирией, Палестиной, Нубией. С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь.

Бощий подъём сказался также и на развитии науки. От Среднего царства до нас дошли несколько математических папирусов, лечебники и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни на основе иероглифического письма выработался новый тип скорописи - деловое иератическое письмо.

Возможность реализации хлебных излишков за границей вела к усиленной эксплуатации рабов и бедных общинников. Поскольку и продукты ремесла всё больше становились предметом торговли, фараоны и номархи увеличивали рабочий день ремесленникам в принадлежащих им мастерских. Такая жестокая эксплуатация в конечном счёте привела к массовым выступлениям бедняков и рабов. Во время одного из восстаний в Египет из Азии вторглись гиксосы, кочевые племена скотоводов, которые покорили весь Египет и почти на 100 лет утвердили в нём свою власть. До самых поздних времн египтяне сохраняли память об этом нашествии, как о катастрофе.

Гиксосские вожжди приняли титулы фараонов, но не смогли объединитьпод своей властью весь Египет. На исхоже гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями XVII династии. Борьбу с гиксоссами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I - первому царю XVIII династии.

Новое царство

16 - 11 вв до н. э., правление XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Фиванские правители, победив гиксосов, не ограничились их изгнанием. Сначала только закрепляя свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, цари Нового царства перешли затем к колоссальной завоевательной политике, превратившей, в конечном счёте, Египет в крупнейшую державу середины 2-го тысячелетия до н.э. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при третьем фараоне XVIII династии, Тутмосе I, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В её правление была предпринята экспедиция в стрену Пунт, расположенную на полуострове Сомали и славившуюся своими благовониями. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. Эти события были отражены в росписях грандиозного поминального храма Хатшепсут. При Тутмосе III Египту была подчинена оргомная территория, простиравшаяся от Северной Сирии до четвёртого нильского порога. Фактически вся Передняя Азия и Нубия были подвластны египетской державе. Египетское владычество простиралось и на острова Средиземного моря, в первую очередь на Крит. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирные изделиями, слоновой костью. В этот период армия Египта стала регулярной. Египетское государство превратилось в централизованную раннерабовладельческую монархию военного типа.

Наибольшей политической мощи Египет Нового царства достиг при Тутмосе III, внуке Яхмоса I. В общественной жизни страны огромную роль стало играть жречество, особенно столичное в Фивах. Главное святилище Амона в Фивах, ныне известное как Карнакский комплекс, превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового царства. Грандиозный масштаб храмового строительствабыл отличительной чертой этой эпохи. Концентрация огромных богатств в руках жрецов, а также в руках высшей потомственной знати необычайно усилило их, особенно к концу правления XVIII династии, при фараоне Аменхотепе III.

С целью ослабить всё возрастающую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлёк из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением, не происхождению, а исключительно воле царя. Для того, чтобы уничтожить самуоснову идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил сам солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из местных культов, но широко распространён не был. Изображать единственное божество можно было только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

В честь этого бога строится новая столица Ахетатон (Небосклон Атона) в незаселённой прежде долине, где ранее не существовал какой-либо культ, а следовательно, не было старых храмов и их жрецов. Своё имя Аменхотеп ("Амон доволен") изменил на Эхнатон - "Благой для Атона", а имя жены - царицы Нефертити ("Прекраснейшая") - изменил на Нефер-Нефру-Атон ("Прекрасная красотою Атона"). В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна, по его наименованию время правления Эхнатона и искусство этих лет часто называют амарнским.

При Эхнатоне, всецело поглощённым религиозной реформой, почти не велись завоевательные походы, не поддерживался контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Миттани и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Религиозно-политическая реформа Эхнатона была заранее обречена на неудачу, так как остались неизменными социально-экономическая основа и идеология общества. К тому же учения Эхнатона были слишком непонятны и чужды народу, привыкшему обращаться с молитвой если не к Амону-Ра, то к другим великим небожителям и целому сонму мелких божеств, благодетельных и добрых,унаследованных от предков, а потому близких и родных.

Вскоре после смерти Эхнатона в первой четверти XIV века до н.э. при Тутанхамоне наступила реакция, было восстановлено почитание прежних богов, иФивы снова стали столицей Египта. Преемники Эхнатона на египетском премтоле старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующеми жизнь солнечном диске Атоне и его первом пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, царе Харемхебе, реакция особенно усилилась: уже почти полностью безлюдный город Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-вероотступника "из Ахетатона".

Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. Они способствовали притоку богатств и рабов в Египет и вызывали сопротивление народов, казалось бы, навечно покорённых фараонами в Нубии и Передней Азии. При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая приняла теперь скрытую форму. Например, фараон Рамсес II, не порывая решительно вновь укрепившимися фиванскими жрецами, старался лишь ослабить их огромную власть. Оставив Фивы официальной столицей государства, местом своего пребывания, т.е. реальной столицей, он сделал свой родной город Танис в Дельте, который по такому случаю был переименован в Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога Птаха получили в этот период широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны XIX династии развернули здесь грандиозное строительство в храмовых комплексах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывало могуществе правящей династии.

Правление Рамзеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Его преемникам пришлось столкнуться с натиском ливийцев. В последние годы царствования XIX династии обострилась вражда между севером и югом с центрами в Фивах и Мемфисе. Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьёзной внешней опасновстью в лице ливийцев и "народов моря". последний крупный властитель Нового царства Рамзес III несколько раз отражал иноплеменные вторжения, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте. В конце правления XX династии Египет распался на ряд отдельных царств. Около 1050 года до н.э. он оказался под властью двух самостоятельных групп правителей: на севере, в Дельте, - номархов Пер-Рамзсеса (Таниса), которые образовали XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах, - жрецов Амона, родственно связанных с танисскими фараонами. Великая египетская держава перестала существовать: Сирия, Палестина, Финикия не признавали больше египетского владычества, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца правления XX династии.

Поздний период

11 - 4 вв. до н. э., время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий. В XI-VII веках укрепилась власть монархов. С середины X века до н. э. до конца VIII века до н. э. Египет снова был единым под управлением XXII, XXIII и XIV ливийских династий, устроивших свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. С конца VIII века до н. э. по первую половину VII века до н. э., в период господства нубийской династии столицей снова стали Фивы. В 671 году до н. э. Египет был покорён ассирийцами, против которых вели борьбу правители Дельты и победили, объединив под своей властью весь Египет и образовав XXVI саисскую династию со столицей в городе Саисе, западной Дельте. В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. С 528 г. до н. э. Египет стал персидской провинцией (сатрапией). В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига. В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в Египет, подвергнув его страшному разорению.

Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э., когда страна была завоёвана Александром Македонским и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.



Использованная литература:

2.​ М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта.

Сводная таблица того, что, как и когда придумывали задумчивые египетские парни:

Период

Открытия этой эпохи

Додинастический период

5 – 4 тыс. до н.э.

Архитектура: сырцовый кирпич.

Скульптура: еще формируется.

Росписи и рельеф: На палетке Нармера представлен тип изображения человеческой фигуры, который далее сохранится в традиции. Кроме того здесь заложены другие особенности египетских рельефов и росписей - фризообразность композиции, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость сюжетов.

Раннее царство

30 – 28 века до н.э.

Архитектура: складывается тип мастабы и тип дворцового фасада «серех», в строительстве применяется камень.

Скульптура: вырабатываются основные типы статуй – сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед»

Росписи и рельеф: рельеф меняется, уходит многофигурность, композиции лаконичны и скупы.

Древнее царство

28 – 23 века до н.э.

Архитектура: мастаба эволюционирует в пирамиду, складывается ансамбль погребального комплекса, тяготеющий к вертикальности (дорога под наклоном) и чередованию закрытых и открытых помещений. Пирамиды строят только 3, 4 и 5 династия (упомянуть про Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена и Микерина), затем пирамиды меньше и из кирпича. Фараоны 5 и 6 династии обращаются к новому типу – солнечному храму с обелиском.

Скульптура: сочетает портретность и идеализацию, изображает фараона в расцвете лет и сил. Крайне важна проработка глаз, они инкрустируются. Характерные черты: фронтальность позы, симметричное построение относительно вертикальной оси, изображение фигуры целиком. К традиционным типам статуй в 5 династии добавляется тип писца, а также деревянные статуи чиновников.

Росписи и рельеф: рельеф переживает период расцвета, ими покрывается все пространство гробницы. Определяется набор сюжетов и схема их размещения в гробнице. Техника: невысокий рельеф и en creux. Рельеф сочетается и взаимодополняется живописью, так что порой их сложно разграничить. Сюжет меняется: ранее показывали динамику момента, теперь важен ритм и длительность. В живописи доминирует локальный цвет, оттенков нет.

Первый период распада

Сохранилось мало памятников.

Среднее царство

21 – 18 века до н.э.

Искусство неоднородно и развивается в двух направлениях: официальное столичное и искусство провинций.

Архитектура: появляется новый тип погребального комплекса – полускальный. Он сочетает в себе тип скальной гробницы и традиционную форму пирамиды. Здесь важна четкая осевая композиция, чередование открытых пространств и закрытых, увеличение масштабов залов, сочетание гипостильного зала и перистильного двора. Кроме того, если в архитектуре Древнего царства важна была вертикаль, здесь важно гармоничное сочетание вертикали и горизонтали. Начинается строительство в Карнаке. Начинают использоваться пилоны.

Скульптура: типы остаются, но стиль меняется. Приходят массивность, тяжеловесность. С 12 династии появляется стремление усилить человеческое начало, усиливается индивидуальность образов, детальность лиц. Теперь фараона изображают не только в расцвете лет, но и в другие этапы его жизни.

Общее ощущение кризиса эпохи сказывается на портретах – они лишены гармонии скульптуры Древнего царства.

Росписи и рельеф: в живописи появляются оттенки и градации цвета. Появляются новые сюжеты – темы охоты, музицирования, танцев. Официальное искусство тяготеет к четким контурам и манерности, провинциальное более оригинально и живописно, хотя при этом оно и стремится подражать официальному.

Второй период распада

Сохранилось мало памятников.

Новое царство

16 – 11 века до н.э.

Первая половина 18 династии:

Архитектура: уточняются основные виды храмовых комплексов (наземные, полускальные, скальные), задается последовательность помещений (чередование открытых и закрытых пространств перистильных дворов и гипостильных залов) и система их пластического оформления. Строятся Карнак и Луксор, а также комплекс Хатшепсут.

Скульптура: используется не только в комплексах, но и на открытом воздухе. К эпохе Хатшепсут складывается «феминизированный» тип скульптурных изображений. Возрастет роль декоративности, проработки одежды и париков, округлость форм и вытянутость силуэтов.

Росписи и рельеф: в рельефе заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочетается с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. В выборе техники художники всегда учитывали эффект восприятия изображения с дальнего или близкого расстояния. Вводятся новые сюжеты.

Амарнское искусство:

Три периода: ранняя Амарна (образы почти карикатурные, натурализм достигает степени гротеска), зрелая (расцвет этого искусства) и поздняя (время конца правления Эхнатона и его последователей, здесь важно предельное эмоциональное напряжение образов).

Рамессиды:

Скупое, монументальное, официозное искусство, предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены войны, изображение фараона в них доминирует благодаря размеру и технике. Продолжаются традиции 18 династии, строительство в Карнаке.

Открытие - сочетание заупокойного храма и дворца в едином комплексе. Пышность и величественность, размах.

Поздний период

11 – 4 века до н.э.

Чередование местных и иноземных династий, стремление копировать образцы предыдущих эпох. С наступлением эллинистического периода – синтез египетской и античной культур, как, например, в фаюмских портретах.