СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние образы в современных народных игрушках

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена учителям изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в современных народных игрушках»

Выполнила:

учитель изобразительного искусства

Просветова Татьяна Сергеевна


п/с Нижнедевицкий


2017г.


Урок изобразительного искусства на тему: « Древние образы в современных народных игрушках»


Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение

Цели урока: формирование представления о народной глиняной игрушке, её видах (дымковская, филимоновская, каргопольская); выполнение эскиза игрушки в цвете одного из народных промыслов.

Задачи:

1.Сформировать представление учащихся о народной глиняной игрушке.

2.Развивать мышление, творческую и познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине.

Формируемые УУД:

познавательные – научатся извлекать информацию из учебника, анализировать её, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания ;

коммуникативные –научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятийные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы;

регулятивные– научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; оценивать результаты своего труда;

личностные – ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности4 сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному искусству.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, практический; групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая.



Образовательные ресурсы:Некрасова М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.» М., 1983

Дурасов Г.И. «Каргопольская глиняная игрушка» - А, 1986



Наглядно-демонстрационный материал: презентация к уроку.



Оборудование: учебник, гуашь, кисти, бумага.



Ход урока



Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Этот урок изобразительного искусства проведу у вас я.

-Все готовы к уроку?

-С каким настроением вы пришли на урок?



Мотивационно-целевой этап.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая. Без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей их села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон. (Слайд 2)

Н.В. Денисов



- Предположите тему сегодняшнего урока и сформулируйте учебные задачи.

( При необходимости, учитель помогает детям). (Слайд 1)



Введение в новый материал.

-Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

-Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где?

Все фабричные детские игрушки похожи .

А вот игрушки, изображения которых представлены на доске, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. ( Слайд 1)

-С какой целью люди создавали игрушки? Каково их назначение?

(Цель игрушки – развлекать, забавлять детей).

В глубокой древности глиняные игрушки использовали в различных обрядах. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист игрушек помогали в этом.



Введение в новый материал.

Сегодня вы подробнее узнаете об игрушках, которые относятся к направлению «народный промысел».

-Вспомните, с какими игрушками вы познакомились на уроках ИЗО в 3 классе? (Дымковскими). (Слайд 2)

-Почему эти игрушки называют не Воронежскими, не Нижнедевицкими, а дымковскими? (Сделаны в селе Дымково).

Село Дымково и по сей день находится неподалеку от г. Кирова, а когда-то он носил название Вятка.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость–изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фофанов



-Из чего сделаны дымковские игрушки? (Из глины).

-Какой узор украшает дымковскую игрушку? (Геометрический).

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

О. Левицкий



-Назовите любимые цвета дымковских мастеров? (Синий, оранжевый, белый и др.).

-Какой по цвету фон у дымковской игрушки? (Белый).

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. (Учитель обращает внимание учеников на слайд с изображением игрушек). Они так и называются филимоновские.

А эти глиняные игрушки из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих деревень. Это каргопольские игрушки.(Учитель обращает вниманиеучеников на слайд с изображением игрушек).

Задание №1

-Рассмотрите игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и работая в группах по 4 человека, определите, что между ними общего и в чем их различие? (Слайд 2). Можно пользоваться учебником (стр.66 – 74). Придерживайтесь предложенного плана. (Слайд 3)

План

1.Из чего сделаны игрушки.

2.Образы игрушек.

3.Форма игрушек.

4.Основные цвета игрушек

5.Элементы росписи.

Общее:

-сделаны из глины;

-древние образы: фигуры людей, птиц, животных;

-обобщенную форму имеют;

-много цветов в росписи используется;

-использование солярных знаков

Различия в игрушках:

-у филимоновских игрушек вытянутые формы; основные цвета –малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный;

-в дымковских игрушках много деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков;

-каргопольские игрушки приземистые; в них встречается сказочное существо – Конь-Полкан



2 задание. Кто на какой лошадке приехал?

Учитель демонстрирует учащимся изображения лошадок и всадников, относящихся к разным художественным промыслам, а учащиеся должны угадать, кто на какой лошадке приехал. (Слайд 4)



Игра «Происшествие в музее».

-Для этой игры необходимы 2 участника: 1- хранитель музея, 2 – сыщик.

Представьте на минуту, что из музея пропала игрушка одного из промыслов. Место нахождения её уже известно, но она находится среди других игрушек и это усложняет её поиск. Чтобы отыскать пропавшую игрушку, хранителю музея необходимо дать её словестное описание. Сыщик, руководствуясь этим описанием, ищет среди представленных игрушек пропавшую. (Слайд 5)



Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение эскиза игрушки в цвете одного из промыслов.(Слайд 6)



Физкультминутка



Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

-Чьи работы вам понравились больше всего?

-Что в них наиболее удачно, интересно?

-Оцените работы своих одноклассников.

-Продолжите предложения:

-Сегодня я узнал (а) . . .

-Я с заданием . . .

--Теперь я могу . . .



Домашнее задание: пластилин, гуашевые краски.



Используемая литература:

-Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М. : Просвещение.

-Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс \ Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение. 20012 г.

-О.В. Свиридова.Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель. 2006 г.