Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».
Тип урока комбинированный урок |
Технология построения урока проблемно-диалогическая |
Цель урока Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные термины, понятия Каргополь, Филимоново, Дымково, Абашев, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина, коробейник. |
Планируемый результат
Личностные Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения. |
Оборудование: для учителя: телевизор, конспект занятия, наглядный материал (шаблоны глиняной игрушки, варианты росписи глиняных игрушек).
для учащихся: альбомные листы, простой карандаш, резинка, гуашь.
Ход занятия.
Организация занятия.
- установление в классе должной дисциплины
- регистрация отсутствующих в журнале
- проверка готовности учащихся к занятию.
2. Актуализация опорных знаний.
- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
3. Сообщение темы занятия и формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Глиняная игрушка
Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Филимоновские игрушки.
В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство знаменитых филимоновских игрушек.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины, мягкие очертания формы выглядят очень стройными и изящными. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого. Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.
Каргопольская игрушка.
Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область.
Пропорции этих фигур противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Любимыми персонажами каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня.
В пластике и орнаменте каргопольских глиняных "баб" сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная "баба" в "досельном" /старинном/ наряде словно являла собой образ мира.
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два - три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты. Кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
Абашевская игрушка.
Известный по всему миру русский художественный промысел – абашевская игрушка – возник в Спасском уезде, который теперь Спасский район Пензенской области. Начало истории абашевской игрушки относится к XIX в., когда на базе гончарного ремесла возникло производство игрушки.
Игрушки делали в 12 хозяйствах кустарей. Они выделывали самые разнообразные фигурки по принятым исстари образцам. Некоторые отходили от устоявшихся форм, стараясь осовременить изделие. Некоторые сами придумывали игрушки. Больше всего делали свистульки, а также кукол, баранов, козлов, коров, собачек, петушков, всадников, барынь, каждый художник-мастер пропускал эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождались неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну.
Мастера любят изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.
Заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой, что придаёт игрушкам индивидуальный сувенирный характер.
4. Дымковская игрушка.
Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки, появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города вятка
По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Роспись дымковской игрушки покоряет своей простотой и незамысловатостью образа. Это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый.
А сейчас мы с вами просмотрим фильм о народной игрушке. Смотрите внимательно, и составьте вопросы по увиденному для своих товарищей. Если на поставленный вопрос вы не получаете ответ, значит правильный ответ даёте сами.
Подготовка к творческой работе.
-. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?
- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?
(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)
- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
- У меня есть два короба с игрушками, их когда то на ярмарке носили коробейники, и предлагали покупателям мелкий товар. Наши коробейники разложат товар по полкам. А вы смотрите внимательно, верно ли они это делают.
- По каким критериям вы разложили игрушки?
- Чем они отличаются между собой?
- А посмотрите на эту игрушку (Дымковский индюк)
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
- Чья это игрушка?
3. Самостоятельная работа учащихся.
Сейчас мы с вами представим себя мастерами и попробуем расписать образ народной игрушки. Детям раздаются макеты индюка. (Приложение 1)
Наша задача расписать игрушку по мотивам данного промысла. Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
4. Подведение итогов работы и завершение занятия.
Сегодня мы с вами познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Глиняные игрушки близки своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. Наше занятие подошло к концу.
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы!
Приложение 1
