СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дробные и собирательные числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дробные и собирательные числительные»

Конспект урока

Тема: Склонение дробных и собирательных числительных (2 часа).

Цели урока: научить склонять дробные и собирательные числительные и правильно употреблять их в речи.

Задачи:

1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного произношения и написания дробных и собирательных количественных числительных.

2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.

3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).

4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.

Планируемые результаты:

1. Личностные УУД: повышение интереса к изучению русского языка, совершенствование знаний, умений и навыков.

2. Коммуникативные УУД: формирование умения находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

Целевая аудитория: 6 класс.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

УМК:  Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Ход урока

1. Мотивационный этап. Этап актуализации знаний

Здравствуйте, дети, садитесь! Сегодня у вас самостоятельная работа по пройденной теме, я знаю, что вы большие молодцы и справитесь на отлично.

СР примерно 10 мин.

2. Этап целеполагания.

Ребята, на доске написаны числительные, к какому разряду они относятся? А теперь мы с вами распределим эти числительные по трем группам.

Откроем учебники на странице 449 и вспомним, какие числительные называются дробными? (дробные числительные обозначают не целые числа, часть от целого, целое и его часть)

Как вы называете их на уроках математики? (дробями)

В чём особенность дробных числительных? (они состоят из 2-х частей)

Как они называются? (числитель и знаменатель)

Верно. Итак, первая часть дробного числительного – числитель. Он представляет собой количественное числительное. Вторая часть – знаменатель – порядковое числительное.

А теперь откроем учебник на странице 251 и вспомним, что такое собирательные числительные. (Собирательные числительные – это числительные, которые обозначают количество предметов как одно целое)

На прошлом уроке мы с вами учились склонять какие количественные числительные? (целые) Сейчас мы вспомнили об еще двух группах количественных числительных, следовательно, какова цель нашего сегодняшнего урока? (научиться склонять дробные и собирательные числительные)

3. Этап решения поставленной проблемы

А сейчас просмотрим мультфильм «Мы делили апельсин».

Ребята, какая часть апельсина досталась каждому? (5 зверят - 1/5 часть апельсина). Давайте вместе просклоняем это числительное.

Падеж Вопрос 1

Именительный одна пятая

Родительный одной пятой

Дательный одной пятой

Винительный одну пятую

Творительный одной пятой

Предложный одной пятой



Открываем страницу 250, выполняем упражнение 618. (полутора, полутораста)

Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).

Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).

Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).

На слайде представлены слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда. Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. (Оба друга, товарища, сына, окна, инженера; Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.)

Собирательные числительные склоняются точно так же, как и прилагательные. Например: Р.п. серых волчат, троих волчат. Обратите внимание на окончания. Просклоняйте словосочетания рыжие лисята, трое лисят. (И. п. записать на доске.)

И.п. рыжие лисята, трое лисят

Р.п. рыжих лисят, троих лисят

Д.п. рыжим лисятам, троим лисятам

В.п. рыжих лисят, троих лисят

Т.п. рыжими лисятами, троими лисятами

П.п. о рыжих лисятах, о троих лисятах.



Откроем учебник на странице 253 и посмотрим, как склоняются числительные обе и оба.

4. Этап систематизации знаний

Составление кластера . В центре – звезда, тема (склонение количественных числительных), от нее планеты – целые, дробные и собирательные; спутники от целых и собирательных.

5. Этап объяснения домашнего задания

Дома вы выполните упражнение 617 на странице 250 и найдете по 3 примера отрывков из художественного произведения, где встречаются числительные и просклоняете их.

6. Этап подведения итогов. Этап рефлексии.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!