Цель занятия:
развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Оборудование:
- музыкальное оформление: запись песни «Совершите чудо» - сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина;
- наборы трёхцветных кружочков: красный, синий и зелёный;
- белые заготовки лепестков «ромашки»- 9 штук.
Ход классного часа.
О
рг. момент. Учитель: - Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Звонок прозвенел для нас.
Начинаем мы классный час.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
, Классный час – небольшой урок,
Пусть всем ребятам он пойдёт впрок.
Постарайтесь всё понять
А полученные знания в жизни применять!
II. Постановка цели занятия.
Учитель: - Ребята. Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)
- Я вам тоже хочу пожелать активности в работе, хорошего насторения и удачи.
- Я прошу вас посмотреть на доску и сказать о чём же мы будем говорить сегодня (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и предложение «Друг – это тот, кто…»)
- Итак, тема нашего классного часа: «Дружба». Мы с вами с помощью трёхцветных кружков разбились на три.
- синие кружки – это группа №1
красные – группа №2.
зелёные - группа №3.
- Выберите себе, ребята, капитана. Чтобы в группах был порядок, капитан будет озвучивать решение команды по тому или иному вопросу.
III. Работа по теме.
1. Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах)
(Уч-ся получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прочитать.)
1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».
2-я группа. «Нет друга – ищи, а нашёл - береги».
3 –я группа. «Без друга на душе вьюга».
Учитель: - Молодцы! У вас получились пословицы. Каким одним словом можно объединить все эти пословицы?
Дети: - Дружба.
Учитель: - Как вы понимаете слово «дружба»? ( Каждая группа высказыыает своё мнение).
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определённые правила дружбы?
- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?
Заглянем в словарь Ожегова, найдём точное значение этих слов.
- По значению они близкие.
- Ребята, а кого мы можем назвать другом? (книга, мама, учитель, игрушки, непослушный щенок)
2. Обобщение.
Учитель: Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.
ИГРА «РОМАШКА».
- Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. На каждой полосочке вы напишите по одному главному слову, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдаётся по 3 полоски, ребята пишут маркером, а затем прикрепляют на доске.)
Учитель: Глядя на «ромашку», скажите, какими качествами должен обладать настоящий друг?»
в
ерность внимание
честность
доброта, справедливый
забота преданность
3. Комментирование ситуаций.
Учитель: - Я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать её.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои
действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители
запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.
Твои действия.
(Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию).
- Вы замечательно справились с работой консультантов. Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?
Ф И З М И Н У Т К А
Два прихлопа, два притопа – ЁЖИКИ, ЁЖИКИ.
Наковали, наковали - Ножницы.
Бег на месте, Бег на месте –ЗАЙЧИКИ, ЗАЙЧИКИ!
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
Девочки – Мальчики!
Мальчики – Девочки!
Учитель: Вы так дружно кричали сейчас. Я хочу, чтобы также в классе у вас росла дружба между мальчиками и девочками.
4. Формулирование правил, законов дружбы.
Учитель: - Перед вами солнышко, но у него нет лучиков. Предлагаю вам обсудить и выбрать общие правила, законы дружбы для нашего класса и заставим солнышко радостно светить всем друзьям на всей планете.
- Я выслушала ваши предложения, а теперь предлагаю обобщить их. Итак, первое правило и т. д.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
5. Чтение стихотворений и их анализ.
- Все живут не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
- Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг!»
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»
Учитель: - Почему с девчонкой никто не хотел дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
- Друзей надо выбирать бескорыстно, искренне, а не с какой-нибудь выгодой.
6. Знакомство с понятием «хороший друг».
Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
– Как вы понимаете эти слова?
Такого человека мы еще называем – эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого – у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми, и тогда у вас будут хорошие друзья.
- А есть ли в вашем классе дети, которые находятся в ссоре? Я очень рада, что ваш класс – дружный коллектив. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все подружатся? (Ответы детей)
- Если все вокруг подружатся –
Улыбнётся вся Земля!
7. Дорога к другу.
1) - У каждой группы на столе лежат пять следов
Выберите первые три шага, которые ведут сначала
к знакомству, а затем к дружбе. Назовите их. Каждая группа
называет по одному шагу. Будьте внимательны.
(Поздороваться, представить себя, спросить, как зовут человека,
протянуть руку тому, с кем хочешь познакомиться, окликнуть
человека.) ( ЗАЧИТАТЬ СНАЧАЛА ВСЛУХ, начиная с последнего)
2) Пожалуйста, подумайте, где можно найти новых друзей?
ВЫВОД: Ребята, вы теперь знаете хорошо правила, по которым живут настоящие друзья, на каких качествах строятся дружеские отношения и, конечно смело можете ответить на вопрос, который на доске «Друг – это тот, кто…» (ответы детей)
- Ребята, существует очень много произведений, посвящённых дружбе.
Я вам хочу вручить буклеты, где вы найдёте мои рекомендации, какие произведения можно взять и прочитать.
IV. Обобщение.
- Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите после классного часа свою вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет, когда вы будете в 11 классе.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Учитель: - В заключении, давайте вместе споём песню «Настоящий друг».
.
Настоящий друг
Дружба крепкая
Не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой
Шуток всех вокруг
В полдень или в полночь
Друг придёт на помощь
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня может выручить
Если что- нибудь приключится вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий верный друг.
- Я предлагаю дома написать письмо другу или однокласснику с предложением о дружбе. Наш классный час окончен. Всего хорошего! Хороших вам друзей! Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей! Спасибо за работу.