Час полезного общения
Барженакова Алёна Викторовна
учитель начальных классов
Дружба – главное чудо на свете
Цель: воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
сформулировать понятие "дружба";
определить какими качествами должен обладать настоящий друг;
выработать правила дружбы;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
развивать навыки работы в сотрудничестве.
Оборудование: жетоны; карточки со словами; карточки с иллюстрациями; разрезные буквы; ромашки, вырезанные из бумаги на каждого учащегося; открытка с правилами дружбы на каждого, презентация.
Ход занятия.
Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость, согреет теплом!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь»
- На протяжении всей истории человечества в отношениях между людьми дружба ценилась превыше всего. Недаром у народов всего мира так много пословиц о дружбе. Есть они и у русского народа. Давайте вспомним некоторые из них.
- Ребята, я буду говорить начало пословицы, а вы её, пожалуйста, продолжите:
Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
Один за всех… (и все за одного).
Нет друга – ищи, а нашел – (береги).
Человек без друзей, что дерево (без корней).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется

Не в лесу, не в горах и не в Арктике.
И прознали про это в Галактике.
- Встречайте, наш инопланетный гость!
- Изумрудик не понимает, что такое дружба. Он не знает, для чего она нужна, и поэтому у него нет друзей. Он одинок и несчастен. Но мы поможем ему? Мы научим его дружить? Ну что ж, мы поставили перед собой цель - помочь Изумрудику.
Определили задачу - научить Изумрудика дружить.
Начинаем творить чудо!
1) "Мозговой штурм" Работа над понятием "дружба".
- Ребята, нам надо объяснить Изумрудику, что такое "дружба".
Для этого сейчас каждая группа, подумав и обсудив, запишет
на листе бумаги все слова, которые ассоциируются у вас со
словом " дружба".
Проверка (каждая команда зачитывает свои записи)
2) Определение понятия "Дружба".
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение "Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов".
- Как вы понимаете выражение "взаимное доверие"? Общность интересов? Привязанность?
3) Зачем дружба нужна людям?

а) - Дружба нужна взрослым и детям. Детские писатели
в своих произведениях часто описывают ситуации, в
которых друзья приходят на помощь друг другу.
Сейчас на экране появятся герои таких произведений.
Узнайте их, пожалуйста, и отвечайте хором.
Вот и для вас сейчас настанет минута, когда понадобится
помощь и поддержка друга. Нас ждёт игра. Внимательно послушайте правила.
Вы по моей команде встанете в круг. Закроете глаза. Каждому из вас на спину будет приклеен вот такой рисунок - иллюстрация. Ваша задача найти свою пару, т.е. товарища с таким же рисунком на спине.
- Скажите, в чём сложность данного задания?
- Как же выйти из такой ситуации? Обсудите, пожалуйста, эту проблему в группах, и по моей команде мы начнём играть.
б) Игровое упражнение.
в) Обсуждение игрового момента.
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
4) Работа над понятием "настоящий друг" (3 мин).
а) Изумрудик просит рассказать, кто такой "настоящий друг"
б) - Ребята, нам нужно объяснить Изумрудику, каким должен
быть друг. Предлагаю карточки со словами.
Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Дети работают в группах.
На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, внимательность, верность, жадность, щедрость. 

в) Настоящий друг, как солнышко, согревает, дарит
радость и счастье. Его лучиками являются прекрасные
качества души. Давайте откроем эти качества и зажжём
это прекрасное солнышко.
г) - Ребята, теперь нужно объяснить Изумрудику значение
данных качеств. И почему именно данными качествами
должен обладать настоящий друг?

д) Прощание с Изумрудиком.
5) Главный закон дружбы.
а) - Изумрудик, постой! Ну вот, улетел глупыш, не познав
главного.
- Ребята, знаете ли вы, что такое закон?
Закон - это правило, которое никогда не
меняется. Например, в природе есть такой закон, что если что-нибудь подкинуть вверх, оно обязательно упадёт вниз. Это один из законов природы. Но кроме законов природы существуют и другие законы. У дружбы тоже есть свои законы. Изумрудик не познал главного закона дружбы! Хотя, мне кажется, что он справится с этим самостоятельно.
- Что это? Да это же видеооткрытка от Изумрудика! Давайте хором прочитаем: « Спасибо, ребята! Я счастлив! У меня есть друзья! Как быстро летит космическое время!»
- Вы рады, ребята за Изумрудика? Ну что ж, мы с вами сотворили чудо - научили Изумрудика дружить, и в его душе поселилось счастье. А ещё Изумрудик определил для себя главный закон дружбы. Давайте-ка проверим, ничего он там не напутал!
- Я буду читать правила дружбы, вы будете внимательно слушать. Если вы согласны с правилом, то хлопайте. Если не согласны, то топайте.
- Что ж, вы согласны со всеми правилами дружбы, которые составил Изумрудик.
Значит, они пригодятся и нам.
б) Практикум.
- Давайте потренируемся в применении этих правил на практике.
Как вы поступите в ситуации?
Если мой друг добился в чём-то успеха, то я
Если я обидел своего друга, то я
Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я:
Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я
Если у меня есть конфета, то я
Если мой друг не умеет играть в игру, то я
Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я
Подведение итогов.
- Наш классный час подходит к концу. Пора подвести итоги.
- Скажите, ребята, почему дружба является главным чудом на свете?
- Что необходимо сделать, чтобы это чудо произошло в вашей жизни?
- В благодарность и в память о нашем классном часе Изумрудик прислал вам открытки с изображением своих друзей и главным законом дружбы. Я думаю, что если выбудете следовать этому закону, то вы обязательно будете носить гордое звание "Настоящий друг" и будете счастливы.



Моим добрейшим друзьям
Второклашкам 2В
Из гимназии города Абакан
От Изумрудика
Рефлексия.
нарисовать ротик у ромашки: если тема классного часа была важна для вас и интересна вам, то нарисуйте у ромашки улыбку; если было не интересно, скучно, то покажите, что ромашка грустит);
танец "Дружбы"
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.