МКОУ «Липецкая ОШ»
Классный час
Классный руководитель:
Родина М. В.
Настоящая дружба правдива и отважна.
Ф. Шиллер
Истинная дружба должна быть откровенна и
свободна от притворства и поддакивания.
Цицерон
Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Задачи: сотрудничество детей, воспитывать доброту, отзывчивость, развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Классный руководитель.
Сколько света в этом мире,
Молод он в красе своей!
И становится все шире,
Все прочнее круг детей.
Дружба – это свежий ветер!
Это радости привет,
Ничего на белом свете
Лучше крепкой дружбы нет!
И особенно приятно,
Что вблизи и вдалеке,
Слово дружба всем понятно
На любом материке!
Пусть с веселым переливом
Смотрит радуга в окно!
Детство быть должно счастливым.
Детство мирным быть должно!
Кто из вас догадался, какова же тема нашего классного часа?
Ответы детей.
Верно. Тема нашего классного часа: «Дружба начинается с улыбки». Мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.
Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия «знакомый», «приятель», «друг».
Вопрос классу:
Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?
Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу классного часа вы поймете, настоящие ли вы друзья?
Вопросы классу:
А как вы думаете, что же такое дружба?
А при каких условиях может в классе возникнуть дружба? (Игры, общение, общие дела.)
Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.
Ответы детей.
Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку.
Вопрос классу:
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку?
А что ощутили, когда улыбались вам?
Ответы детей.
Запомните эти ощущения. Вам было приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения
О дружбе размышляли во все времена философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л. Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его.
Учащийся читает стихотворение
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” –
Оба дружно начинают врать.
Вопрос классу:
Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить?
Дети высказывают свои мнения.
Вопрос классу:
Ребята, давайте попробуем сформулировать правила дружбы.
Дети работают над правилами дружбы.
Великий педагог В. А. Сухомлинский тоже составлял законы дружбы, давайте с ними познакомимся.
Ребята знакомятся с законами дружбы В. А. Сухомлинского.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба — это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
3. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен духовно быть готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным к дружбе — значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то. Во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Мне очень приятно, что ваши мнения совпали с мнением великого педагога. Дружба – великое чудо!
Давайте обсудим, какими же качествами должен обладать настоящий друг. На доске у нас два дерева. А на партах у вас лежат листья разного цвета. Напишите на оранжевых листочках качества, которыми должен обладать настоящий друг, мы повесим эти листочки на одно дерево.
А на серых – качества, которыми не должен обладать настоящий друг, мы повесим эти листочки на другое дерево.
Качества: доброта, искренность, враждебность, рассудительность, честность, завистливость, отзывчивость, лживость, общительность.
Посмотрите, какие деревья у нас получились!
Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера, как на этом дереве.
Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула «Ты – мне, я – тебе», это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. Ведь дружить надо не ради выгоды. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
Вопрос классу:
Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? Напишите на тучках.
Ответы детей.
Классный руководитель после ответов детей вывешивает тучки.
А иногда про дружбу говорят «Водой не разольешь», послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе...
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова,
Позабыл!
– И я забыл...
Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу.
У вас на столах лежат конверты. Там находятся пословицы о дружбе, вам надо собрать их.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьётся – не сложишь.
Действительно, у вас очень дружный класс. Давайте это проверим.
У вас на партах лежат колоски. Когда пшеница созрела, колоски становятся жёлтыми. А когда она еще не созрела, то колоски ещё зелёные.
Вопрос классу:
Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы или нет?
Если «да», то раскрасьте колоски желтым цветом, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом.
Теперь ваши колоски прикрепим на доску.
Тест «Настоящий друг»
Вы должны выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями. «Да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мечты.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки.
22. Радуется успехам и достижениям своего друга.
23. Не забывает поздравить друга с праздником или с днем рождения.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов
За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Игра «Отдам тебе то, что есть у меня»
Встать в круг. Один из участников начинает игру словами, например: «Тебе, Мария, отдам то, что есть у меня…» Произнося эти слова участник делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Марии и передает ей это. Мария, в свою очередь, «принимает подарок» обеими руками. Не важно, что это за подарок. Достаточно, если участник поймет, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Мария должна решить, кому бы она хотела сделать подарок и «передает» его с теми же словами: «Тебе, Саша, дам то, что есть у меня». Игра заканчивается, когда каждый получает хотя бы один подарок.
Вопрос классу:
Игра «Паутинка»
Встаньте в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сказать своему другу что-то доброе. Клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины.
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги.
Правила общения
искренне интересуйтесь другими людьми;
улыбайтесь;
помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
будьте хорошим слушателем;
говорите о том, что интересует вашего собеседника;
помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Игра «Кто с кем дружит»
На доске написаны имена героев мультфильмов. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
1. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл.)
2. Добрая Белоснежка и … (семь гномов.)
3. Прекрасная Русалочка и … (Най Себастьян.)
4. Забавный Вини-Пух и … (Пятачок.)
5. Добрый Малыш и … (Карлсон.)
6. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро.)
7. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Игра «Чепушинка»
У меня в руках веером разложены карточки. В правой – начала предложений. В левой – их продолжения. Если соединить любую карточку из правой руки с любой карточкой из левой руки, то может получиться такое…
Начала фраз.
В холодильнике мы не обнаружили ничего, кроме …
На грязном автомобиле мальчишки нарисовали …
Любимому классному руководителю на выпускном бале мы подарим …
В цирке клоун при жонглировании использовал …
Папа бережно достал из шкафчика …
На обложке семейного фотоальбома изображено …
На день рождения мне подарили видеокассету с фильмом под названием …
Вместо рыбы на рыбалке нам почему-то на крючок всё время попадались …
С прогулки по роще мы вернулись, держа в руках полные охапки …
Меня пригласили сниматься в рекламе, которая призывает покупать …
Нашему классу как победителю в спортивных соревнованиях вручили …
Рядом с нашим домом находится детский садик, который называется …
23 февраля мальчики получили от девочек …
8 Марта девочки получили от мальчиков …
Завершения.
Огурчик.
Солнечный зайчик.
Облетевший одуванчик.
Пустые консервные банки.
Котлета в сахарной пудре.
Фантики от шоколадных конфет.
Червивые яблоки.
Жук-навозник.
Мышиные хвостики.
Очки с разбитыми стёклами.
Прошлогодняя газета.
Палочка от эскимо.
Перегоревшая лампочка.
Хвостик от воздушного шарика.
Дырка от бублика.
Судя по вашим ответам, вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу во взрослую жизнь.
Дружба – это свет и радость,
Это песни, игры и мечты.
Дружба – это краски радуг,
Дружба – это я и ты.
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы стали распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
11