СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дружба, урок ОРКСЭ №14

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшнем уроке поговорим о дружбе. Вы расскажете зачем человеку нужны друзья, узнаете много нового и обобщите имеющиеся знания!

Просмотр содержимого документа
«Дружба, урок ОРКСЭ №14»

Технол ДРУЖБА (2023 г.)

Ход урока.



Этапы урока

№ слайда

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

I

Организационный момент.


Позитивный настрой на урок.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.


Проверяют свою подготовку к уроку.



(Дети поднимают карточку настроение)

II

Актуализация знаний учащихся










- Вспомним ключевые слова курса:

1.Словарный диктант (дать определения понятиям): Родина, (какая бывает родина), Отечество, добро, семья.

2. Письменная работа для слабоуспевающих детей

(дать определения понятия: светская этика, Родина, Отечество, добро, семья).

3.Беседа по вопросам:

- Ребята, наша страна очень большая.

Давайте еще раз скажем, как она называется?

- У нашей страны существует ещё одно название, какое?

- Почему наша страна так называется? (федерация — объединение, союз)

- Назовите символы России.

Участвуют в диалоге с учителем, проговаривая все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при обобщении изученного материала и при изучении новой темы.

(Мы будем говорить о нашей Родине – России, о государственных символах, о любви и дружбе).



III

Введение в тему:



Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Для того чтобы ее узнать, сначала отгадайте загадку: «У желтенького солнышка лучи не горячи, У желтенького солнышка белые лучи». - Как вы думаете, о каком цветке идет речь? - Ребята, а ромашка эта не простая, она Обществу Дарит Радость Улыбку (исполняет) Желания (учит быть) Благородным (она такая на свете) Единственная Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему урока.

Обучающиеся внимательно просматривают слайды презентации учителя










IV















V



































































































Мотивационно-целевое полагание:

1.Определение темы урока.

2.Целеполагание.







Изучение нового материала




























































































Физкульт-минутка.












































































































– О чем будем говорить? Кто догадался?/О дружбе./



Запишем тему урока в тетрадь.


На сегодняшнем уроке мы поговорим о дружбе, вы расскажете зачем нужны человеку друзья, узнаете много нового и обобщите имеющиеся знания. Приготовьтесь ответить на мои вопросы и выполнить предложенные задания.


  1. Учитель читает отрывок из стихотворения Л. Измайлова

«Монолог о дружбе» «Что такое дружба? Каждый знает. Может быть и спрашивать смешно. Ну а все же, что обозначает, это слово, Значит что оно»?

  1. Мозговой штурм «Дружба – это …

- Ребята, как вы думаете, что такое дружба?

(после небольшого размышления каждый высказывает свое мнение)

- Верны ли ваши предположения вы узнаете прочитав в учебнике п. 14 стр. 32.

- В толковом словаре дается такое определение понятия дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

(записать в тетрадь)

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.


  1. Подумайте над вопросом:

Зачем дружба нужна людям?

- А я бы хочу рассказать вам сказку.


«Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему?

(Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку».

- Почему Любовь выбрала Дружбу?

(Т.к. дружба приносит людям радость, делает человека красивее, добрее. И это счастье, когда друг поддержит тебя в трудную минуту. И печаль уходит на второй план)

4. Работа над понятием «настоящий друг»

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Давайте проверим. (Взять 1-2 пары)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?


ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  1. Игра «Волшебная рука»


Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.


Встаньте дети, встаньте в круг

Встаньте в круг (2 р.)

Ты мой друг и я твой друг,

Самый верный друг


6. - Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.

- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н. Чабаевского “Одинаковые”.

«Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!»

ВОПРОСЫ: 1. О чём говорится в этом рассказе?

- О дружбе

- о том, что нужна взаимовыручка

- о том, что нельзя радоваться неудачам других

2. Кто является главным героем прочитанного произведения?

(Вера, Соня, мама) 3. За что мама осудила Соню? (за хвастовство и злорадство)

4. Что бы вы сказали Соне?

5. Как ей надо было поступить? (поддержать подругу)

6. Какие пословицы соответствуют этому рассказу?

Выбери из предложенных. - Жизнь дана на добрые дела.

- Не одежда красит человека, а добрые дела.

- Худо тому, кто не делает добра никому.

- С хорошим другом горы свернешь, а с плохим — горя хлебнешь.

- Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

- Нужно ценить себя, но не переоценивать.

7. Чем автор хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль рассказа.

( Рассказ учит ценить друзей, беречь дружбу, помогать и поддерживать людей в трудной ситуации)

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Учитель.

- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


8. Учитель.

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.


  • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

  • Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

  • Один за всех …… /и все за одного/.

  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

- Давайте проверим.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

9. Творческая работа «Дерево дружбы».

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?

- По каким причинам она может распасться?

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. –

- Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

- Напишите эти правила на листочках.

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.

- Я обобщила все ваши правила и создала памятку «Законы дружбы» и хочу подарить вам на память. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.

  2. Помогай другу в беде.

  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.

  4. Не предавай своего друга.

  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

  6. Будь внимателен к своему другу.

  7. Умей уступать своему другу. – Ребята, я надеюсь, что вы будете стараться жить по этим правилам.

10. Игра «Клубочек» .


Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.


Ответы детей




Обучающиеся записывают тему урока.















Ответы детей

Участвуют в диалоге с учителем



Чтение текста учебника





Запись термина в тетрадь








Ответы детей


Просмотр сказки

























Ответы детей




Ответы детей






Работа в парах















Индивидуальная работа










Выполняют комплекс упражнений.





Прослушивание рассказа

Ответы детей




























































Работа со слайдами презентации

Индивидуальная работа














Работа в парах









Составляют правила дружбы





















V

Итог урока.

Самооценка. Рефлексия.



Подведение итогов (рефлексия)

- Наш сегодняшний урок о дружбе закончен. Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

-Что нового вы узнали?

- Какое чувство возникло от урока?


- Давайте посмотрим небольшой фильм о том, как умеют дружить животные.



Ответы детей


VI

Домашнее задание.


Нарисовать рисунок к рассказу Н. Чабаевского «Одинаковые»

Запись в дневнике