СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОСТАНАЙСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме – внедрению элементов дуального обучения в Костанайском строительном колледже. В работе прослеживаются цели, задачи дуального обучения; подготовка квалифицированных рабочих и специалистов специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства»  для потребностей ТОО «БК-СТРОЙ».

 

Summary:  The article is devoted to an actual problem - introduction of elements of dual training in Kostanay building college. The purposes, problems of dual training are traced in this work; training of skilled workers and experts of specialty 1401000 "Construction and operation of buildings and constructions", qualifications 1401202 "The specialist in a dry method of construction" for requirements of BK-STORY.

 

Ключевые слова: дуальная система обучения, социальные партнеры, специалисты новой формации, экспериментальная площадка, объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства.

 

  

 

Keywords: dual system of training, social partners, experts of a new formation, experimental platform, association of interests of business, young man and state.

 

Просмотр содержимого документа
«ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОСТАНАЙСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА.»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОСТАНАЙСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Сафонова Галина Григорьевна, заведующая учебной частью КГКП «Костанайский строительный колледж»


Социально-экономические перспективы развития государства требуют наличия высококвалифицированных кадров, которых может подготовить только конкурентоспособная образовательная система.



На современном этапе модернизации системы образования перед Костанайским строительным колледжем стоит ряд вопросов: Каким должен быть колледж? Как организовать обучение? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Как добиться конкурентоспособности и 100% трудоустройства выпускников?

По мнению многих специалистов, ответ можно найти в создании системы дуального обучения. Основой дуальной системы является параллельное обучение в учебном заведении и на предприятии. Дуальное обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, где руководство активно и осознано, занимается кадровой политикой.

Развитие социального партнерства, создание условий для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны позволит решить главную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой современного производства.

Спрос на специалистов новой формации диктует реализация масштабных проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны.

На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки специалистов ТиПО, она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации, для государства это инвестиционная поддержка образования со стороны работодателей, а для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни.

Во всех колледжах РК отмечается положительная тенденция внедрения элементов дуальной системы обучения. В настоящее время 348 колледжей из 807 осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями по дуальной системе обучения.

В условиях проходящей модернизации, особенно остро встает вопрос о повышении требований к квалификации специалистов, наиболее востребованных в строительной отрасли, что в свою очередь формирует необходимость создания новых образовательных программ для подготовки студентов в системе профессионального образования.

В Костанайском строительном колледже дуальное обучение специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства» в качестве эксперименте внедряется первый год. И вместе с тем некоторые элементы дуальности уже нашли отражение в совместном проведении круглого стола между администрацией, преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа, социальными партнерами, представителями палаты предпринимателей по направлениям совместной подготовки высококвалифицированных специалистов новой формации в области строительства («Профессиональная подготовка – веление времени» с участием начальника планово-технического отдела ТОО «БК Строймонтаж» Карпенко А.Н ; «Качественное образование - будущее Казахстана»- с участием директора ТОО « Ирина и К», Корчинского А.В.; «Бизнес. Формула успеха. Перспективы развития» с участием заместителя директора по административным вопросам ТОО «БК-Строй» Швецовой М.О; «Внедрение дуального обучения в учебно-воспитательный процесс колледжа, основы организации бизнеса» с участием представителя Палаты предпринимателей Костанайской области Кокжановой З.; «Костанайский строительный колледж: взгляд в будущее» с участием представителей Управления образования Костанайской области, Управления строительства Костанайской области и социальными партнерами)

В экспериментальной программе дуального обучения подготовки 25 специалистов новой формации, способных максимально адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям работодателей определены цели, задачи; корпоративный план подготовки под потребность предприятия; возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.

На подготовительном этапе реализации дуальной системы обучения в колледже подготовлена нормативно-правовая документации; заключен договор с предприятием ТОО «БК-СТРОЙ»; определен контингент студентов; разработан экспериментальный рабочий учебный план обучения специалиста по сухому методу строительства.

На организационном этапе определена траектория обучения специальности; составлено расписание занятий; определены контрольные мероприятия по итогам обучения.

Для получения профессиональных навыков в колледже имеется специализированный класс и производственная мастерская, оснащенная соответствующим оборудованием, инструментом и приспособлениями.

Подготовкой специалистов занимаются высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения прошедшие курсы повышения квалификации за рубежом (Белорусь (Минск) организованные Республиканским Институтом Профессионального Образования Республики Казахстан и Министерства Образования Республики Беларусь ) и в республике (АО Республиканском НМЦ развития ТиПО и присвоении квалификации; АО НЦПК «Өрлеу») и стажировку при ТОО «БК-СТРОЙ», ТОО «КнауфГипсКапчагай»

Социальные партнеры по возможности оказывают материальную поддержку колледжу, будут участвовать в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения предоставляется возможность прохождения стажировки на предприятии, принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышать уровень квалификации и освоения новых технологических возможностей и современного оборудования. Так в мастерской по «сухому методу строительства» колледжа для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и студентов был проведен мастер-класс по теме «Территория профессионалов» специалистом отдела обучения, экспертизы, технологии, консультации ТОО «AlinaTrade» в прошлом выпускником Костанайского строительного колледжа.

Согласно графику учебного процесса в первом семестре преподаватели и мастера производственного обучения теоретическими знаниями, полученными в ходе повышения квалификации делились со студентами

Во втором семестре 2015-2016 учебного года используется траектория попеременного обучения студентов в колледже и на предприятиях ТОО «БК-СТРОЙ» методом погружения в производственную среду.

Для знакомства с предприятием были организованы экскурсии:

на кирпичный завод поселка «Садовый», где студенты увидели новейшие технологии производства кирпича;

в ТОО «БК-Строй» -магазин « Строительные материалы», складские помещения, где ознакомились с продукцией сухие смеси фирмы Кнауф.

Навыки выполнения монтажа и отделки ГКЛ (гипсокартонных листов) материалами фирмы «КНАУФ» студенты колледжа применяли на предприятиях социальных партнеров, так на строительном объекте жилого комплекса «Арман» производилась разметка, раскрой и монтаж ГКЛ к металлическому каркасу с соблюдением технологий КНАУФ. Работодатели уже на этой стадии оценивали профессиональные навыки наших первокурсников.

Проект рассчитан на 3 года (2015-2018 учебные годы).

В течение небольшого промежутка времени внедрения экспериментальной программы выявлены ряд проблем.

Несомненно, проще всего внедрять систему дуального обучения в тех учебных заведениях, где в качестве социального партнера выступает одно или несколько крупных предприятий, в которых руководство занимается кадровой политикой с учетом перспективы. Но, в Костанайской области единицы крупных предприятий строительной отрасли и большое количество представителей малого и среднего бизнеса. Профилизация нашего колледжа «Строительство и коммунальное хозяйство» зависит от сезонной работы социальных партнеров. В такой ситуации возникает проблема реализации нашего эксперимента - невозможности устроить на практику всю группу студентов, а, следовательно - согласовать сроки прохождения практики и ее содержания.

Устаревшая материально-техническая база нашего колледжа не способствует качеству подготовки кадров (В целом по республике, доля учебно- производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием в 2015г. составила 40,7 %)

Одним из выходов мы видим в необходимости использования Сингапурского метода, т.е. создание в колледже учебных мастерских приближенных к условиям производства или на производстве - создание современных учебно-производственных цехов.

Кроме этого на сегодняшний день инициатива по реализации дуального обучения больше исходит от учебных заведений, а не от работодателей.

Есть и положительные моменты:

Повышение профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения

Модернизация технологий образовательного процесса.

Мотивация учебной деятельности студентов через приобретение практических профессиональных навыков.

Начало внедрения экспериментальной программы дуального обучения в Костанайском строительном колледже положено, но еще больше предстоит сделать. Интеграция с производством и систематическая консультация практикующих профессионалов поможет в подготовке компетентных специалистов, в соответствии с потребностями работодателя, что даст значимый социально-экономический эффект в масштабах всей страны. Таким образом, мы получим возможность выйти на совершенно новый уровень трехстороннего партнерства - объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства.

Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Если человек работает руками, то он – труженик. Если человек работает руками и головой – это уже мастер. А если он работает и руками, и головой, и сердцем – это художник. Все добытое трудом приносит счастье и благополучие. Мы вместе трудимся, развиваем страну, улучшаем нашу жизнь…»


Список литературы

  1. «Вопросы перехода на дуальное образование», http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

  2. Внедрение дуального обучения http://www.orley-kost.kz/index.php/ru/nauchno-metodicheskij-bank-filiala/695-vnedrenie

  3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

  4. Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО», http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95