ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОСТАНАЙСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Сафонова Галина Григорьевна, заведующая учебной частью КГКП «Костанайский строительный колледж»
Социально-экономические перспективы развития государства требуют наличия высококвалифицированных кадров, которых может подготовить только конкурентоспособная образовательная система.
На современном этапе модернизации системы образования перед Костанайским строительным колледжем стоит ряд вопросов: Каким должен быть колледж? Как организовать обучение? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Как добиться конкурентоспособности и 100% трудоустройства выпускников?
По мнению многих специалистов, ответ можно найти в создании системы дуального обучения. Основой дуальной системы является параллельное обучение в учебном заведении и на предприятии. Дуальное обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, где руководство активно и осознано, занимается кадровой политикой.
Развитие социального партнерства, создание условий для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны позволит решить главную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой современного производства.
Спрос на специалистов новой формации диктует реализация масштабных проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны.
На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки специалистов ТиПО, она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации, для государства это инвестиционная поддержка образования со стороны работодателей, а для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни.
Во всех колледжах РК отмечается положительная тенденция внедрения элементов дуальной системы обучения. В настоящее время 348 колледжей из 807 осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями по дуальной системе обучения.
В условиях проходящей модернизации, особенно остро встает вопрос о повышении требований к квалификации специалистов, наиболее востребованных в строительной отрасли, что в свою очередь формирует необходимость создания новых образовательных программ для подготовки студентов в системе профессионального образования.
В Костанайском строительном колледже дуальное обучение специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства» в качестве эксперименте внедряется первый год. И вместе с тем некоторые элементы дуальности уже нашли отражение в совместном проведении круглого стола между администрацией, преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа, социальными партнерами, представителями палаты предпринимателей по направлениям совместной подготовки высококвалифицированных специалистов новой формации в области строительства («Профессиональная подготовка – веление времени» с участием начальника планово-технического отдела ТОО «БК Строймонтаж» Карпенко А.Н ; «Качественное образование - будущее Казахстана»- с участием директора ТОО « Ирина и К», Корчинского А.В.; «Бизнес. Формула успеха. Перспективы развития» с участием заместителя директора по административным вопросам ТОО «БК-Строй» Швецовой М.О; «Внедрение дуального обучения в учебно-воспитательный процесс колледжа, основы организации бизнеса» с участием представителя Палаты предпринимателей Костанайской области Кокжановой З.; «Костанайский строительный колледж: взгляд в будущее» с участием представителей Управления образования Костанайской области, Управления строительства Костанайской области и социальными партнерами)
В экспериментальной программе дуального обучения подготовки 25 специалистов новой формации, способных максимально адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям работодателей определены цели, задачи; корпоративный план подготовки под потребность предприятия; возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.
На подготовительном этапе реализации дуальной системы обучения в колледже подготовлена нормативно-правовая документации; заключен договор с предприятием ТОО «БК-СТРОЙ»; определен контингент студентов; разработан экспериментальный рабочий учебный план обучения специалиста по сухому методу строительства.
На организационном этапе определена траектория обучения специальности; составлено расписание занятий; определены контрольные мероприятия по итогам обучения.
Для получения профессиональных навыков в колледже имеется специализированный класс и производственная мастерская, оснащенная соответствующим оборудованием, инструментом и приспособлениями.
Подготовкой специалистов занимаются высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения прошедшие курсы повышения квалификации за рубежом (Белорусь (Минск) организованные Республиканским Институтом Профессионального Образования Республики Казахстан и Министерства Образования Республики Беларусь ) и в республике (АО Республиканском НМЦ развития ТиПО и присвоении квалификации; АО НЦПК «Өрлеу») и стажировку при ТОО «БК-СТРОЙ», ТОО «КнауфГипсКапчагай»
Социальные партнеры по возможности оказывают материальную поддержку колледжу, будут участвовать в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения предоставляется возможность прохождения стажировки на предприятии, принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышать уровень квалификации и освоения новых технологических возможностей и современного оборудования. Так в мастерской по «сухому методу строительства» колледжа для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и студентов был проведен мастер-класс по теме «Территория профессионалов» специалистом отдела обучения, экспертизы, технологии, консультации ТОО «AlinaTrade» в прошлом выпускником Костанайского строительного колледжа.
Согласно графику учебного процесса в первом семестре преподаватели и мастера производственного обучения теоретическими знаниями, полученными в ходе повышения квалификации делились со студентами
Во втором семестре 2015-2016 учебного года используется траектория попеременного обучения студентов в колледже и на предприятиях ТОО «БК-СТРОЙ» методом погружения в производственную среду.
Для знакомства с предприятием были организованы экскурсии:
на кирпичный завод поселка «Садовый», где студенты увидели новейшие технологии производства кирпича;
в ТОО «БК-Строй» -магазин « Строительные материалы», складские помещения, где ознакомились с продукцией сухие смеси фирмы Кнауф.
Навыки выполнения монтажа и отделки ГКЛ (гипсокартонных листов) материалами фирмы «КНАУФ» студенты колледжа применяли на предприятиях социальных партнеров, так на строительном объекте жилого комплекса «Арман» производилась разметка, раскрой и монтаж ГКЛ к металлическому каркасу с соблюдением технологий КНАУФ. Работодатели уже на этой стадии оценивали профессиональные навыки наших первокурсников.
Проект рассчитан на 3 года (2015-2018 учебные годы).
В течение небольшого промежутка времени внедрения экспериментальной программы выявлены ряд проблем.
Несомненно, проще всего внедрять систему дуального обучения в тех учебных заведениях, где в качестве социального партнера выступает одно или несколько крупных предприятий, в которых руководство занимается кадровой политикой с учетом перспективы. Но, в Костанайской области единицы крупных предприятий строительной отрасли и большое количество представителей малого и среднего бизнеса. Профилизация нашего колледжа «Строительство и коммунальное хозяйство» зависит от сезонной работы социальных партнеров. В такой ситуации возникает проблема реализации нашего эксперимента - невозможности устроить на практику всю группу студентов, а, следовательно - согласовать сроки прохождения практики и ее содержания.
Устаревшая материально-техническая база нашего колледжа не способствует качеству подготовки кадров (В целом по республике, доля учебно- производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием в 2015г. составила 40,7 %)
Одним из выходов мы видим в необходимости использования Сингапурского метода, т.е. создание в колледже учебных мастерских приближенных к условиям производства или на производстве - создание современных учебно-производственных цехов.
Кроме этого на сегодняшний день инициатива по реализации дуального обучения больше исходит от учебных заведений, а не от работодателей.
Есть и положительные моменты:
Повышение профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения
Модернизация технологий образовательного процесса.
Мотивация учебной деятельности студентов через приобретение практических профессиональных навыков.
Начало внедрения экспериментальной программы дуального обучения в Костанайском строительном колледже положено, но еще больше предстоит сделать. Интеграция с производством и систематическая консультация практикующих профессионалов поможет в подготовке компетентных специалистов, в соответствии с потребностями работодателя, что даст значимый социально-экономический эффект в масштабах всей страны. Таким образом, мы получим возможность выйти на совершенно новый уровень трехстороннего партнерства - объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства.
Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Если человек работает руками, то он – труженик. Если человек работает руками и головой – это уже мастер. А если он работает и руками, и головой, и сердцем – это художник. Все добытое трудом приносит счастье и благополучие. Мы вместе трудимся, развиваем страну, улучшаем нашу жизнь…»
Список литературы
«Вопросы перехода на дуальное образование», http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/
Внедрение дуального обучения http://www.orley-kost.kz/index.php/ru/nauchno-metodicheskij-bank-filiala/695-vnedrenie
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО», http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95