СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал лекции "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит лекцию для семинара на тему "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы". Лекция сопровождается показомпрезентации.

Просмотр содержимого документа
«Материал лекции "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы"»

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы

Уважаемые коллеги, прошу обратить Ваше внимание на презентацию.

(1-2 слайды) Что Вы видите?

(3 слайд) Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный.»

(4 слайд) Школа должна воспитывать, а не только дарить знания детям, она должна научить ребёнка анализировать, получать возможность анализировать свои поступки, приобрести новое самосознание. Педагог должен стать воспитателем в школе.

Достойным гражданин вырастет только после воспитания в нём духовно-нравственного поведения. Такое воспитание тесно связано с развитием самосознания у детей.

К сожалению, сегодня, в стремительном развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни неизбежно возникает проблема духовно-нравственного формирования личности. Каким должен быть человек современного общества? (5 слайд)

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это воспитание общечеловеческих ценностей. Таких как: (6 слайд) трудолюбие, доброта, честность, справедливость, милосердие, патриотизм и многие другие.

В нашей школе были проведены исследования среди учителей, учащихся и их родителей. (7 слайд)

Результаты исследований показали, что представления об иерархии духовно-нравственных ценностей педагогов и детей расходятся. Перед нами встала задача коррекции ориентиров школьников.

Я как филолог поделюсь своим мнением на этот счёт в разрезе своей специализации.

Духовно-нравственное воспитание учеников в школе на уроках литературы – это наболевшая проблема в нашем современном обществе. На уроки литературы возлагают важную задачу: воспитание в молодёжи духовно-патриотических чувств, нравственного отношения подростков к окружающим их людям. Наше общество огрубело, оно не признаёт романтизм, бескорыстные поступки, а также доброту и милосердие к природе и людям. Необходимо возродить новое поколение детей, вызвать в них эти недостающие для общества чувства, ведь от этого зависит наше будущее, и будущее нашего государства. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира и отношения к окружающему миру. Совершенно очевидно, что искусство слова духовно по определению. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

По мнению Евгения Николаевича Ильина (8 слайд), литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения – это «труд души». Программные произведения содержат важнейшие нравственные проблемы, решив которые, мы сможем воспитать Человека.

Первые нравственные уроки дети получают, знакомясь с народными и авторскими сказками, а произведения устного народного творчества воспитывают в них такие качества как трудолюбие, честность, правдивость, мужество, стойкость, патриотизм. (слайды 9, 10)

В более старших классах школьники знакомятся с другими произведениями, которые также играют большую роль в духовно-нравственном воспитании.

(комментированная демонстрация слайдов

11 - А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

12 - Летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

13 - М.А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

14 - А.П. Платонов «Юшка»

15 - М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» «ЛЕГЕНДА О ДАНКО»

16 - Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Таким образом уроки литературы должны помочь в следующем: (17 слайд)

  • Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

  • Формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.

  • Формирование представления о духовно-патриотическом устройстве мира.

  • Развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

  • Школьники на уроках литературы должны уметь осознавать полученные знания на предмете, чтобы их личность стала полноценной.

Духовно-нравственное воспитание может быть ненавязчивым. (слайд 18) Можно использовать такие формы работы, как:

  • пятиминутки чтения

  • диспуты по вопросам чтения

  • литературные гостиные

  • инсценировки произведений

  • участие в конкурсах

  • проектная деятельность

(слайд 19) Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

(слайд 20)