Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы
Уважаемые коллеги, прошу обратить Ваше внимание на презентацию.
(1-2 слайды) Что Вы видите?
(3 слайд) Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный.»
(4 слайд) Школа должна воспитывать, а не только дарить знания детям, она должна научить ребёнка анализировать, получать возможность анализировать свои поступки, приобрести новое самосознание. Педагог должен стать воспитателем в школе.
Достойным гражданин вырастет только после воспитания в нём духовно-нравственного поведения. Такое воспитание тесно связано с развитием самосознания у детей.
К сожалению, сегодня, в стремительном развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни неизбежно возникает проблема духовно-нравственного формирования личности. Каким должен быть человек современного общества? (5 слайд)
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это воспитание общечеловеческих ценностей. Таких как: (6 слайд) трудолюбие, доброта, честность, справедливость, милосердие, патриотизм и многие другие.
В нашей школе были проведены исследования среди учителей, учащихся и их родителей. (7 слайд)
Результаты исследований показали, что представления об иерархии духовно-нравственных ценностей педагогов и детей расходятся. Перед нами встала задача коррекции ориентиров школьников.
Я как филолог поделюсь своим мнением на этот счёт в разрезе своей специализации.
Духовно-нравственное воспитание учеников в школе на уроках литературы – это наболевшая проблема в нашем современном обществе. На уроки литературы возлагают важную задачу: воспитание в молодёжи духовно-патриотических чувств, нравственного отношения подростков к окружающим их людям. Наше общество огрубело, оно не признаёт романтизм, бескорыстные поступки, а также доброту и милосердие к природе и людям. Необходимо возродить новое поколение детей, вызвать в них эти недостающие для общества чувства, ведь от этого зависит наше будущее, и будущее нашего государства. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира и отношения к окружающему миру. Совершенно очевидно, что искусство слова духовно по определению. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
По мнению Евгения Николаевича Ильина (8 слайд), литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения – это «труд души». Программные произведения содержат важнейшие нравственные проблемы, решив которые, мы сможем воспитать Человека.
Первые нравственные уроки дети получают, знакомясь с народными и авторскими сказками, а произведения устного народного творчества воспитывают в них такие качества как трудолюбие, честность, правдивость, мужество, стойкость, патриотизм. (слайды 9, 10)
В более старших классах школьники знакомятся с другими произведениями, которые также играют большую роль в духовно-нравственном воспитании.
(комментированная демонстрация слайдов
11 - А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
12 - Летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
13 - М.А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
14 - А.П. Платонов «Юшка»
15 - М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» «ЛЕГЕНДА О ДАНКО»
16 - Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)
Таким образом уроки литературы должны помочь в следующем: (17 слайд)
Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.
Формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
Формирование представления о духовно-патриотическом устройстве мира.
Развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Школьники на уроках литературы должны уметь осознавать полученные знания на предмете, чтобы их личность стала полноценной.
Духовно-нравственное воспитание может быть ненавязчивым. (слайд 18) Можно использовать такие формы работы, как:
(слайд 19) Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
(слайд 20)