СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственное воспитание

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание»





Максимова Елена Владимировна




МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ»

Духовно – нравственное развитие и воспитание как основной фактор формирования гражданской идентичности

Окружной семинар



Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Управление образования и молодёжной политики

администрации Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»


Духовно-нравственное развитие и формирование гражданской идентичности


Максимова Елена Владимировна – истории и обществознания МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ»


В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её" демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В 2010 году Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на первое место поставил воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стала ответом на вызовы времени. Эта задача приобрела особую актуальность в условиях кризиса гражданской идентичности после распада Советского Союза, возникновения рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и региональным параметрам, роста неопределенности ценностных ориентаций подрастающих поколений. Наиболее страшным является и смещение формирования гражданской идентичности в сторону радикализма, средствами национальной и правореваншистской политики, как это произошло в Украине. Здесь мы увидели, что молодёжь не готова была противостоять фашистской идеологии, а наоборот приняла всё зло экстремизма. Основная цель системы образования на фоне трагических украинских событий - это обеспечение условий для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека.

Актуальность проблемы формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой идентичностью обусловлена необходимостью учета традиций национального воспитания, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава и ростом межэтнических бикультуральных семей. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социоэкономической и политической жизни нашего общества. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл. Гражданская идентичность подразумевает самоотождествление с общностью в масштабах страны. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности выпускников школ во многом зависит от эффективности изучения истории России, обществознания, гражданского образования.

Этническая идентичность — это психологическая категория, которая выражает представление субъекта о своей принадлежности к определенной этнической общности наряду с эмоциональным и ценностным значением этого членства. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе. Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. Формирование этнической идентичности, восприятие своей «малой Родины» (село, город, регион) как органичной части Российской Федерации во многом определяется эффективностью изучения национальной культуры, истории родного края (краеведения), национального (родного) языка, национальной литературы.

Стратегической задачей педагогического коллектива становится создание педагогических условий для овладения школьниками универсальными способами познания мира, формирование у молодых людей готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантности к иному мнению. В основе образовательного процесса МКОУ «Нижне – Нарыкарская СОШ», в контексте формирования гражданской и этнической идентичности учащихся является учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей через реализацию модульного надсквозного курса «Наш дом - Югра», что позволяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрировать в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Программа модульного курса ориентируется на поликультурный контин­гент учащихся и родителей. Поэтому на всех предметах и во внеурочной деятельности осуществляется диалог культур, реа­лизуемый через содержание программного материала, уклад школьной жизни, организацию полноценного поликультурно­го общения. Важнейшей целью курса является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам:

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.


Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся через программу модульного курса «Наш дом - Югра»

Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства ду­ховно-нравственного развития обучающегося, его эффектив­ной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, вне­школьную, семейную, общественно полезную, трудовую, эс­тетическую, социально коммуникативную и др. на основе ба­зовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

 в содержании и построении уроков;

 в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

 в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

 в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

 в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, организаций культуры и спорта. В основе программы с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ори­ентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Вос­питательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, со­держательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа модульного курса «Наш дом – Югра» направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основ­ное содержание. Их отбор среди огром­ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений рученика с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать школьнику реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со­держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна­чение имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес ­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат­ривает его организацию средствами равноправного межсубъ­ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения ученика со значимым другим. Содержанием педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Ученик включён в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жиз­ни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возмож­ности согласована.

Принцип системно-деятельностной организации вос­питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятель­ности. Интеграция содержания различ­ных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культур­ной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио- и теле­передач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи;

жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятель­ности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

Инвариантная часть учебного плана

Ведущую роль в реализации учебных программ играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ путём интеграции уроков с программой модульного курса «Наш дом - Югра».

Вариативная часть учебного плана.

Все предметы, включая и предметы этой части учебного плана работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. Важное место отводится преподаванию родного языка и родной литературы.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. В такой среде декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

 изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

 осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в образовательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни;

 демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, собрание-диспут, литературная гостиная, встреча за круглым столом, диалоговое окно.

Система работы образовательного учреждения по повыше­нию педагогической культуры родителей (законных предста­вителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образо­вательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образо­вательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реали­зации программ духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогичес­ким самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становле­ния и развития педагогической культуры каждого из родите­лей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в ре­шении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представите­лями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифи­цированного, ответственного, свободного участия в воспита­тельных программах и мероприятиях.

 Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.

 Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительской общественности в проведении совместных школьных событий.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 уважительное отношение к традиционным религиям;

 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 представления о различных профессиях;

 навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

 опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

 потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

 ценностное отношение к природе;

 опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 умения видеть красоту в окружающем мире;

 умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

 опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

 опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

 опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.









Литература:

1.         Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4–10.

2.         Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.

3.         Житников В. Ф. Диалектизмы в фамилиях // Русская речь, 1989 — № 1, 1992 — № 4, 1994 — № 4

4.         Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992с.

5.         Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, № 3. с. 48–58.

6.         Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 19.

7.         Никитин О. В. Проблемы этнолингвистического изучения памятников деловой письменности — М.: Флинт, 2000

8.    Симонян Р. Х. От национального самосознания к гражданскому действию. // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В. Я. Ядова. М., 1994, с. 68–79.

9.     ФГОС: Основное общее образование, 2010

10.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2000.


Статьи:


1 Г. Г. Богачева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.).  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 109-112.


2 Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.