СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема раскрывает мой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры»

Гнездилова Ирина Леонидовна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад «Солнышко» посёлка имени Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области



Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми изменениями и трудностями, сложившимися в обществе.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.

Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно-нравственной основы является неполноценным. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.

Прежде чем начать работу в детском саду по духовно-нравственному воспитанию, стремилась изучить отношение родителей к данной проблеме путем анкетирования. Анализируя их ответы, пришла к выводу, что всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями русского народа, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Проведенная мной работа показала, что основная часть родителей, наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение.

Именно возраст с 2-7 лет нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Учитывая значимость и актуальность духовно-нравственного воспитания, определила основную цель своей работы: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического здоровья посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники; совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада; воспитывать патриотические чувства, объединяющие разные поколения; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Это спланировало дальнейшую деятельность и основные направления работы: Духовно-образовательное (занятия, беседы); Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники); Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки); Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

При работе с детьми использовались следующие методы обучения:

Наглядно-действенный метод, включающий в себя: рассматривание репродукции икон, книжных иллюстраций; проведение дидактических и музыкально-дидактических игр; наблюдения; экскурсии.

Практический метод использую при организации продуктивной деятельности.

Особое внимание уделяю различным видам игр: пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»; сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строители», «Больница».

При организации сюжетно-ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; дидактические: («Праздники и традиции», «Собери храм», «Собери яйцо», «Угадай по описанию»); подвижные игры: игры-забавы, народные и хороводные игры.

Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является проведение праздников, которые проходятся в течение всего года: (Рождество, Масленица, Пасха).

Тематические выставки детского творчества на тему: («Зимние радости», «Пасхальный Благовест»).

Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело».

Почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Покрова Пресвятой Богородицы рп. им. К.Либкнехта. Принимаем участие в акциях, организованных МАДО «РЦДТ»: «Пасхальное древо», «рождественское древо», «масленица».

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов: для детей созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка, у них пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю, сформировались чувства национального достоинства; педагоги и родители объединили усилия при организации работы по приобщению к народной национальной культуре, разработали перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры; для родителей были реализованы преимущественные права в развитии и воспитании своих детей и создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а прорастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.

Литература

Гладких, Л.П. Г27 Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. — Курск, 2008. — с. 324.

Ларионова, С. О. Л25 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018.