Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности
Педагог ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»
Пойдунова Е.А.,
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Всё это может дать театрализованная деятельность.
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами искусства театра способствует ознакомлению с его пластической выразительностью, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков, коллективной работы. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей школьного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у детей с ОВЗ отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
В Белгородской коррекционной общеобразовательной школе – интернате №23 театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении ряда лет я являюсь руководителем студии пантомимы. Занятия в студии пантомимы - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
Основная цель работы студии пантомимы: духовно нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ на занятиях студии пантомимы нами были выделены три направления:
1. Воспитание гуманных чувств детей.
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей драматических сценок, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения пластических сценок и спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и обобщённые развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3. Воспитание любви к Родине.
приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
формирование дружелюбных чувства к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
воспитание чувства сопричастности к жизни школы - интерната, города, страны.
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, психолога, учителя, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
В группе созданы условии способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:
1. создана развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:
- различные виды театров: пантомимы и др.;
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, для театра пантомимы, элементы костюмов, маски;
2. подобраны пластические движения под специальными текстами;
3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
4. в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, пластические действенные, мимические и жестовые - средства взаимодействия.
Занятия кружка, начиная с младшей группы, проводятся систематически два раза в месяц, в свободное время детей с ОВЗ знакомим с различными формами театрализованных игр (театр пантомимы, игры-драматизации).
Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность. Так во второй младшей группе - воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей с ОВЗ, интерес и бережное отношение к театру пантомимы.
В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура поведения и общения. Дети с ОВЗ учатся оценивать поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).
В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей с ОВЗ радоваться успехам сверстников.
У детей сказки, сценки пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей и сценок ребёнок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
Сценические образы – образы обобщённые, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребёнку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
В школе – интернате № 23 стало хорошей традицией проведение совместных пластических этюдов и спектаклей с участием детей с ОВЗ и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
Регулярно проводятся выступления детей с ОВЗ, занимающихся в театральной студии перед малышами. Дети с ОВЗ получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей с ОВЗ ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому даётся возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
За последние (9 лет) были показаны пластические спектакли: «Муха-цокотуха», «Репка», «Маша и медведь», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лиса», «Золушка», «Морозко», «Незнайка», Золотая рыбка» «Бабочка и паук» и др.
Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств детей с ОВЗ, осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Список литературы:
Баряева Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно - развивающей работе школьниками/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова – СПб.: 2009.
Баряева Л.Б. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Е.В.Загребоева, А.П. Зорин – СПб.: Союз 2008 -301с.
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников
/Педагогика – 2009 - № 4.с 55-64
Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.-ж.
«Воспитание школьников», № 9-2010.
6