СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовно-нравственное воспитание детей с ТНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание детей с ТНР"»




























Актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания детей сегодня велика, как никогда. Большое количество насилия на экранах телевизоров и в интернете буквально захлестнуло СМИ. Безнравственность и бездуховность содержания интернет - роликов, которые смотрят дети с ещё не окрепшей психикой, разрушает сознание подрастающего поколения.

По этому работу по развитию духовно-нравственных качеств у ребёнка необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития, и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

Важность духовно-нравственного воспитания на логопедических занятиях определяется поддержанием комплексности и систематичности такого воспитания. Использование разнообразных методов и форм работы, позволяет более эффективно прививать детям духовно-нравственные качества.

В содержании духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: воспитание патриотизма; бережного отношения к природе; дружбы, товарищества; гуманного отношения к людям; культуры поведения; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду.

Воспитание патриотизма, осуществляется путем знакомства с историей и культурой родного края. Здесь логопеду приходят в помощь лексические темы, например: "Посуда", "Одежда", "Мебель", "Моя семья", и т.д. На данном речевом материале ведется работа по автоматизации, дифференциации звуков.

В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают, старые слова. Так же проводится работа по развитию фонематического слуха, что является наиважнейшей задачей логопедических занятий, формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также ведется работа по развитию связной речи. Например, при помощи иллюстраций к русским народным сказкам ребенок узнает об особенностях русского народного костюма, а также с опорой на иллюстрацию пересказывает сказку.

Изучая на логопедических занятиях различные темы, связанные с природой: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Лесные животные», «Деревья», «Цветы» дети знакомятся с природой нашего края узнают как она богата и интересна, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относится к деревьям и цветам, а также решаются сугубо логопедические задачи по закреплению единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов; дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, с суффиксом, и т.д.

Воспитание нравственных чувств (сострадание, сопереживание, взаимопомощь, благотворительность) реализуется, как и при использовании лексических тем, так и при построении самого занятия, чтобы заинтересовать ребенка. При построении сюжетной линии, основанной на взаимодействии понятных дошкольнику героев, внимательно слушает и выполняет задание даже самый подвижный ребенок.

Также на логопедических занятиях воспитываю у детей серьезное отношение к занятиям, к выполнению домашних заданий, используя приемы поощрения. Кроме того, по возможности, предоставляю право самому ребенку выбрать подходящие игры к заданиям, стихотворения для пальчиковой гимнастики, игры для развития речевого выдоха и т.д.

Отмечу, что духовно-нравственное воспитание- процесс систематический и комплексный. Этот процесс должен охватывать весь период становления ребёнка как личности, осуществляться не только в образовательных учреждениях, но и в семьях, различных кружках и секциях.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формированию чувства патриотизма, гордости за свой край и Родину.