СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках английского языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка с применением ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках английского языка»

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках английского языка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 5-6 классы


В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема духовно-нравственного воспитания личности учащихся, основанная на гуманном отношении не только к себе, но и к другим людям, в том числе других национальностей в процессе межкультурного общения.

Формирование духовно-нравственных ценностей складывается в период всей жизни человека, но наиболее чувствительным периодом является переход ребенка из начальной школы в основную. Это связано с тем, что именно в возрасте 11-12 лет происходит их ускоренное формирование. В этом возрасте дети ориентированы на «правильность», стремятся соответствовать положительным образцам поведения, подражать понравившемуся образу. Поэтому образцы поведения, традиционные для культуры, легко воспринимаются детьми. Ребенок в этом возрасте уже осознает свои возможности, готов подчиняться требованиям, в состоянии принять иную точку зрения.

Более успешному духовно-нравственному воспитанию личности учащихся будут способствовать современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их неоспоримое преимущество обусловлено следующим:

– во-первых, актуальность их использования связана с усиливающейся технократизацией общества;
– во-вторых, использование ИКТ в учебном процессе настолько безгранично, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения;
– в третьих, и что немаловажно, использование в образовательном процессе современных ИКТ существенно повышает интерес учащихся к учебным предметам, делает их усвоение более эффективным, а в содержательном плане более полным

Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника духовно-нравственным ценностным содержанием.

Духовно-нравственное воспитание личности средствами информационно-коммуникационных технологий должно решать следующие задачи:

Обучающая: ознакомление с различными культурами, приобщение к инокультуре, через свою национальную.
Воспитательная: обеспечение усвоение школьниками этических, общечеловеческих ценностей.
Развивающая: создание условий для самопознания и самораскрытия, самореализации, установки на духовно-нравственные ориентации.

Достижение данных задач вполне успешно может быть достигнуто на уроках английского языка.

Духовно-нравственное воспитание – это весь уклад школьной жизни, прежде всего, это педагогический коллектив, нацеленный на формирование личности учащегося через сотрудничество и взаимодействие со всеми участниками процесса образования: коллегами, учащимися, их родителями, социальными партнерами и общественными институтами.

Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты.

К сожалению, учителя не всегда могут вывозить школьников на экскурсии в другие города и за пределы нашей страны, посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, можно совершать виртуальные экскурсии по Британскому музею, ТЭЙТ галерее, по Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Шекспировском театре и т.д.

При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся толерантность, проявление уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно могут выполнять проекты и создавать презентации на темы духовно-нравственного характера с самостоятельным выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании и последующей защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться успеха. Средства ИКТ позволяют быстро производить обработку информации, осуществляется самоконтроль и самокоррекция.

Проблема состоит в том, чтобы в среднем звене и далее на старшем этапе обучения сохранить преемственность содержания духовно-нравственного воспитания. Именно на уроках английского языка учитель обучает умениям слушать друг друга, быть толерантным и проявлять терпимость друг к другу в разнообразных ситуациях: при совместной работе над проектами учащихся с разным речевым статусом, в ролевых играх, когда учащимися проигрывается целый спектр социальных ролей.

Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают эти ценности, учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них.

Содержание изучаемого материала на уроках английского языка богато духовно-нравственной тематикой. Например, можно включить в программный материал такие темы: «Праздники зарубежных культур», «Этикет», «Природа», «Религия». Данная тематика может быть так же использована для создания проектов. Школьники знакомятся с содержанием общечеловеческих ценностей: человек, Родина, вера, знание, творчество, достоинство, честь, гуманизм, значимые этические и нравственные установки — воспитание души, возрождение души, быть Человеком и др.

Школьники могут познакомиться с такими понятиями, как: «нация», «национальность», «диалог культур», «межкультурная коммуникация», «толерантность» и др.

На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с названием «Вежливые англичане», «Иностранный этикет», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка» и тому подобное.
Безусловно, применение информационно-коммуникационных технологий способствует усилению учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но надо придерживаться правила золотой середины – толькое разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий способствует достижению успеха.