СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки орксэ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки орксэ.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки орксэ»




Доклад на тему:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ»




подготовила

преподаватель курса ОРКСЭ

МКОУ «СОШ № 7»

Букреева М.И.






Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

  В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от  31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение  предмета «Основы религиозных  культур и светской этики».           

Введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе предшествовала подготовительная работа с родителями. Введение  в школе  курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало вначале множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это детям и что они будут делать на этих уроках. Классные руководители, завуч школы познакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, ознакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в Интернете. На  родительских собраниях родители получили возможность познакомиться с учебниками, получили информацию о том, что могут активно включаться в учебно-воспитательный процесс и посещать уроки. После собрания родители отнеслись с пониманием к курсу, им понравились не только учебники, но и в целом содержание модулей. Было проведено анкетирование родителей. Все родители остановили свой выбор на модуле «Основы православной культуры».

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа в год, отводится 1 час в неделю. Обучение безотметочное. Учителя нашей школы осуществляют реализацию модуля «Основы православной культуры» по учебникам автора А.В. Кураева. Все учащиеся обеспечены учебниками.

«Основы православной культуры», как образовательная область и предмет школьного общеобразовательного цикла обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. Изучение основ православной культуры может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности.

Современная отечественная педагогика развивается в трех направлениях, и одно из них обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования. И педагогическая практика показывает, что это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта с духовным обогащением общества.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержан образования.

Признавая конфессиональный характер курса «Основы православной культуры», в нашей школе с уважением относимся и к другим религиям, которые составляют историческое наследие народов России. В нашей общеобразовательной организации национальный состав различен, но практика показывает, что курс ОПК вызывает интерес не только у детей из православных семей, но и у детей, придерживающихся других вероисповеданий. Родители последних, желая быть людьми культурными, хотят, чтобы их дети знали традиционную культуру страны, в которой живут.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. Соприкосновение с прекрасным доставляет чистую радость, вызывает бескорыстную отрешенность от материальных забот и стремлений.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы. Именно в ходе восприятия мыслей выдающихся людей идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Многие притчи Ветхого и Нового Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Русское духовное (православное) искусство, как часть православной культуры, также обладает богатым потенциалом для воспитания. Под русским духовным искусством следует понимать не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себе дух народности. Русское искусство невозможно отделить от православия. Оно говорит на особом языке, понятном лишь тому, кто принял православную систему ценностей.

Для русского человека символизм и образность всегда были понятны и близки. Например, на уроках основ православной культуры дети узнают, что в архитектуре и убранстве русских хра­мов не было ничего случайного, любая из деталей имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, симво­лизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.

На занятиях курса «Основы православной культуры» мы с учениками знакомимся с архитектурными произведениями, иконописью.

Древнерусская икона является особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию. Чтобы приблизиться к такому пониманию, необходимо уяснить разницу между изображением (предметом) и знаком (символом) в живописи.

Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения.

Само по себе искусство не будет эффективно воздействовать на нравственную сферу личности детей – их надо готовить к восприятию художественных произведений, учить обращать внимание на их сущность, важные детали и моменты.

Русское православное искусство развивает душу. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком системы нравственных ценностей.

Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной организации, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

Преподавания школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.

Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средство духовно-нравственного и эстетического развития личности.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребёнке и принцип воспитывающего характера обучения.

Принципами отбора материала программы для учащихся младших классов приняты:

-принцип нравственной значимости и художественного материала.

-принцип привлекательности и доступности для детей.

-принцип педагогической ёмкости (возможность использования одного и того же содержательного ядра)

Содержание программы начальной школы закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребёнком связей с православной культурой, красоте и доброте гармоничного мира, созданного Богом. Даются лишь самые главные основополагающие сведения (добро, зло, грех, совесть, люди праведные и злые, доступные события Ветхого и Нового Завета). Младшие школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается при обучении исходить из близкого, понятного ребёнку мира, через окружающий мир природы. Закладываются представления о красоте и доброте гармоничного мира, созданного Богом, о красоте первого человека – любимого чада Божия, красоте райской жизни, созданной Богом для человека, о мире совершенных существ – Ангелах. Ребёнку даются первые представления о нравственно-этических категориях зла и безобразного в окружающем мире: о падении ангела и восхождении зла и греха в человеческую жизнь; об исчезновении гармонии, падении человека; искажении красоты в природе, человеке, о мучениях твари в мире. И о любви Бога, спасающего человека, о вечном Царствии Небесном.[23,17]

Для эффективной работы по данной программе учитываются психологические особенности младших школьников, уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности.

Виды деятельности на уроке: рисование, лепка, ритмические движения, пение, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, слушание рассказа учителя, притч, обсуждение и живая беседа, уроки на природе, экскурсии, постановка небольших сцен, проведение праздников.

В течение года большинство родителей отмечали, что дети стали интересоваться историей своей семьи, проблемами родителей, традициями семьи. Через этот предмет родители стали ближе к школе, так как практически все домашние задания по новому курсу предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек) в их выполнении. Многие родители активно помогали своим детям готовить домашние задания, вместе находили иллюстрации, интересные произведения, пословицы, поговорки, вместе создавали небольшие проекты к урокам. Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали более терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам, учёбе.

Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются. Нравственная культура необходима каждому человеку.