Доклад на тему:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ»
подготовила
преподаватель курса ОРКСЭ
МКОУ «СОШ № 7»
Букреева М.И.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе предшествовала подготовительная работа с родителями. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало вначале множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это детям и что они будут делать на этих уроках. Классные руководители, завуч школы познакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, ознакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в Интернете. На родительских собраниях родители получили возможность познакомиться с учебниками, получили информацию о том, что могут активно включаться в учебно-воспитательный процесс и посещать уроки. После собрания родители отнеслись с пониманием к курсу, им понравились не только учебники, но и в целом содержание модулей. Было проведено анкетирование родителей. Все родители остановили свой выбор на модуле «Основы православной культуры».
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа в год, отводится 1 час в неделю. Обучение безотметочное. Учителя нашей школы осуществляют реализацию модуля «Основы православной культуры» по учебникам автора А.В. Кураева. Все учащиеся обеспечены учебниками.
«Основы православной культуры», как образовательная область и предмет школьного общеобразовательного цикла обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. Изучение основ православной культуры может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности.
Современная отечественная педагогика развивается в трех направлениях, и одно из них обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования. И педагогическая практика показывает, что это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта с духовным обогащением общества.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержан образования.
Признавая конфессиональный характер курса «Основы православной культуры», в нашей школе с уважением относимся и к другим религиям, которые составляют историческое наследие народов России. В нашей общеобразовательной организации национальный состав различен, но практика показывает, что курс ОПК вызывает интерес не только у детей из православных семей, но и у детей, придерживающихся других вероисповеданий. Родители последних, желая быть людьми культурными, хотят, чтобы их дети знали традиционную культуру страны, в которой живут.
История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. Соприкосновение с прекрасным доставляет чистую радость, вызывает бескорыстную отрешенность от материальных забот и стремлений.
Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы. Именно в ходе восприятия мыслей выдающихся людей идет формирование мировоззрения человека, воздействие на его эмоциональную сферу. Книгой, способной возродить внутренний строй души человека, является Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, ученые прямо или косвенно обращались и обращаются к темам этой великой книги. Многие притчи Ветхого и Нового Завета с успехом укладываются в этические нормы различных религий. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.
Русское духовное (православное) искусство, как часть православной культуры, также обладает богатым потенциалом для воспитания. Под русским духовным искусством следует понимать не только искусство церковное, связанное с верой, но и все творчество, воплотившее в себе дух народности. Русское искусство невозможно отделить от православия. Оно говорит на особом языке, понятном лишь тому, кто принял православную систему ценностей.
Для русского человека символизм и образность всегда были понятны и близки. Например, на уроках основ православной культуры дети узнают, что в архитектуре и убранстве русских храмов не было ничего случайного, любая из деталей имела символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.
На занятиях курса «Основы православной культуры» мы с учениками знакомимся с архитектурными произведениями, иконописью.
Древнерусская икона является особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию. Чтобы приблизиться к такому пониманию, необходимо уяснить разницу между изображением (предметом) и знаком (символом) в живописи.
Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения.
Само по себе искусство не будет эффективно воздействовать на нравственную сферу личности детей – их надо готовить к восприятию художественных произведений, учить обращать внимание на их сущность, важные детали и моменты.
Русское православное искусство развивает душу. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком системы нравственных ценностей.
Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества.
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной организации, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:
Преподавания школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.
Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средство духовно-нравственного и эстетического развития личности.
С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребёнке и принцип воспитывающего характера обучения.
Принципами отбора материала программы для учащихся младших классов приняты:
-принцип нравственной значимости и художественного материала.
-принцип привлекательности и доступности для детей.
-принцип педагогической ёмкости (возможность использования одного и того же содержательного ядра)
Содержание программы начальной школы закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребёнком связей с православной культурой, красоте и доброте гармоничного мира, созданного Богом. Даются лишь самые главные основополагающие сведения (добро, зло, грех, совесть, люди праведные и злые, доступные события Ветхого и Нового Завета). Младшие школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается при обучении исходить из близкого, понятного ребёнку мира, через окружающий мир природы. Закладываются представления о красоте и доброте гармоничного мира, созданного Богом, о красоте первого человека – любимого чада Божия, красоте райской жизни, созданной Богом для человека, о мире совершенных существ – Ангелах. Ребёнку даются первые представления о нравственно-этических категориях зла и безобразного в окружающем мире: о падении ангела и восхождении зла и греха в человеческую жизнь; об исчезновении гармонии, падении человека; искажении красоты в природе, человеке, о мучениях твари в мире. И о любви Бога, спасающего человека, о вечном Царствии Небесном.[23,17]
Для эффективной работы по данной программе учитываются психологические особенности младших школьников, уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности.
Виды деятельности на уроке: рисование, лепка, ритмические движения, пение, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, слушание рассказа учителя, притч, обсуждение и живая беседа, уроки на природе, экскурсии, постановка небольших сцен, проведение праздников.
В течение года большинство родителей отмечали, что дети стали интересоваться историей своей семьи, проблемами родителей, традициями семьи. Через этот предмет родители стали ближе к школе, так как практически все домашние задания по новому курсу предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек) в их выполнении. Многие родители активно помогали своим детям готовить домашние задания, вместе находили иллюстрации, интересные произведения, пословицы, поговорки, вместе создавали небольшие проекты к урокам. Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали более терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам, учёбе.
Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются. Нравственная культура необходима каждому человеку.