СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на заседаниях ШПОУ

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.

       Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

        Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

         Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

       Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

         В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий воспитателя и учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как рамках всей школы, так воспитателями и классными руководителями со своими учащимися. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения. Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.  Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся  с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины.  Так , совместный с детьми анализ ситуаций и характеров героев на уроке литературы способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. В русских народных сказках, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, детей и родителей, испытание их отношений жизненными обстоятельствами. Дети, читая русские сказки, учатся почитанию старших, учатся правилам христианской жизни. При чтении сказок дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». Опираясь на содержание сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представление о таких нравственных качествах людей, как трудолюбие, доброта, тактичность, наблюдательность, любознательность и т. п. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет предмет «Окружающий мир».

Реализация предмета «ОРКСЭ» по учебнику автора А.В. Кураева «Основы православной культуры» способствует духовно-нравственному воспитанию детей. Эти уроки отражают взгляды на темы добра и зла, милосердия, дружбы, любви к Родине, отношение к миру, родным, семье, животным. Вся эта работа направлена на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность – творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как: доброта; уверенность в себе; щедрость и открытость души; умение наслаждаться окружающим миром; гордость за страну; патриотизм; стремление сделать свою страну лучше; открытие своей малой Родины.

Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. «Школа вежливости», «Дружба – чудесное слово»,«Как вести себя в обществе»,«Правила обращения к старшим». «Сказал слово – держи». Классные часы, праздники, посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

Говоря о духовно- нравственном развитии и воспитании личности, нельзя забывать о  семье.

Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«- Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: "Я".
«- Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева все также ответила: "Я".
«Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя..?
«Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

Важна для духовно-нравственного воспитания детей работа с родителями.  Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу, вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.


«Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали.» Абу Саади 




Литература:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва «Просвещение» 2011.

3.Данилюк А.Я. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших

школьников. Методические рекомендации. М.: Просвещение,2011

4.Организация внеурочной деятельности в начальной школе. А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова, 2011