СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся.»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Перед общеобразовательной школой в современной педагогике ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.

Что такое духовность? Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. В философии проблема духовности относится к разряду «вечных тем». Сложность проблемы во многом определяется широтой и неопределенностью понятия «духовность», что чаще всего выражается в выделении исследователями отдельных граней и аспектов этого феномена. Так, в Философском энциклопедическом словаре отдельные статьи «Духовность» и «Духовное» отсутствуют. Про «дух» сказано, что душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность ее.

Понятие «духовность» производно от понятия «дух». Дух трактуется как нематериальное, идеальное образование. Различают «объективный дух» и «субъективный дух». В объективно-идеалистических учениях субъективный дух представляет форму проявления объективного духовного первоначала у Платона, Гегеля, религиозных философов. Субъективный дух либо сводится к разуму, по мнению Б.Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, К. Маркса, Г. В. Гегеля, Р. Декарта, или, согласно представлениям экзистенциалистов, психоаналитиков, подчеркивается его нерациональная природа.

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов.

Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.

Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием.

Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я».

Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.

Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.

Рассматривая проблему духовно-нравственного становления человека, необходимо обозначить понимание духовности и нравственности. Духовность и нравственность взаимосвязаны, но не тождественны. Духовность не сводится к нравственности, нравственность является одним из ее проявлений. Нравственность, по замечанию Т. А. Флоренской, плодотворно разрабатывавшей диалогическое направление в отечественной психологии, характеризуется универсальным, общечеловеческим, безусловным содержанием ее норм, с одной стороны, и творчески индивидуальным проявлением, укорененным в совести – с другой. Именно такая нравственность является проявлением духовности личности. Важный психологический аспект духовности – сочетание универсального, общечеловеческого с творчески индивидуальным. Такая трактовка свидетельствует о том, что универсальное, вечное, общечеловеческое присуще каждому человеку, потенциально живет в нем.

Школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны. Образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов именно в воспитательной деятельности, вложив в растущее «я» частичку себя. В нашей школе-интернате официальная должность – завуч, учитель, воспитатель – для ребёнка неразрывно связана с понятием «воспитание», ибо мы стараемся все вместе дарить ребятам счастливые дни. Каждый момент дня, словно этап урока он важен – это частичка жизни воспитанника. Реализация воспитательной деятельности выражается в различных формах: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций.

А так же экскурсии, литературные чтения, открытые уроки, внеклассные мероприятия, работа школьного музея – все эти формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности позволяют учителям и воспитателям целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и воспитаннику) взращивать в себе ростки добра. Педагогический коллектив нашей школы первой целью ставит воспитание человека нравственного, морально зрелого и готового жить по заветам человечности.

Любое мероприятие ориентировано на достижение высокого результата – нравственно чистой и богатой личности. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Духовно-нравственное воспитание в нашей школе сопряжено на практике со всеми направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, патриотическим, физическим и т.д.) и является самым главным и сложным направлением, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.