Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена было сложной задачей Воспитание детей на лучших образцах осетинской литературы – это сложная, но весьма интересная проблема. Возбуждение интереса учеников к истории, культуре и вере, повторение лучших образов из прошлого своего народа – так необходимо строить уроки осетинской литературы.
На уроках осетинской литературы мы стремимся вводить в изложение живой литературный материал: биографию писателя, интересные бытовые детали и исторические подробности, этнографические элементы, документальные свидетельства, фрагменты из музыкальных произведений и пр. и пр. Мы знакомим учеников с трудными, порой весьма нравственными исканиями истины, заблуждениями, срывами, борьбой, разочарованиями, победами.
Формируя духовно-нравственную культуру учащихся, учитель должен строить свои уроки литературы с пониманием того, что каждый ученик - это: - член семьи и продолжатель исторических и нравственных традиций, устоев культуры своего народа, своей семьи, бережно хранящий ее честь и достоинство.
Произведения осетинской литературы, которые рекомендованы для изучения в средней школе, переходят границы времени и культур благодаря тому, что в них зашифрованы и нашли отражение глубинные, а потому общие для всех людей законы формирования личности.
В школьных учебниках осетинской литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно - фольклорными связями в произведениях осетинских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. Особый простор по воспитанию нравственности и лучших человеческих черт даёт тема «Адæймаг йе гъдауæй фидауы». Учащиеся заучивают наизусть пословицы: «Адæймаг йе ’гъдауæй фидауы», «Лæг йе ’гъдауæй лæг у», Æгъдауы сæрты нæ хызтæуы», «Фыдвæдæй æвæд хуыздæр», «Цы дын не ’мбæлы, уый ма кæн».
По теме флаг Осетии учащихся знакомим не только с цветами аланского флага, но с принципами, устоями и взглядами на жизнь наших предков. Белый, красный и жёлтый – цвета, которые отвечали народным представлениям о моральной чистоте, о красоте окружающего мира, о порядочности, о добре и справедливости, о мужестве и выносливости, о храбрости, о чести и славе, о богатстве и небесной благодати. Обязательно знакомим и с цветами нашего российского флага.
Специфика предмета такова, что на уроках родной литературы большое внимание уделяется вопросам воспитания. По программе очень много произведений, затрагивающих нравственные проблемы. Ну как можно проводить анализ текста, не говоря о положительных или отрицательных чертах литературного героя, не узнать отношение ученика к этому герою или его поступкам.
Уроки родной литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений (К.Хетагуров «Мать сирот», «Охота за турами», «Фатима», Коцоев А. «Саломи», Цаголов Г. «Бецал», ), о бездуховности , об утрате нравственных идеалов (Бритаев Е. «Уараседзау»), о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека (А.Гучмазов «Маленький мальчик и поклажа», о бережном отношении к природе. (Коцоев А. «Хъусой»-«Корноухая», Бараков Г. «Залимхан», Агнаев Г. «Последняя лошадь»)
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Ярким примером тому могут служить произведения: Г. Плиева «Семь черкесок», М.Кочисова «Письмо матери», Х.Калоева «Хорзæй баззай, Ир», А. Агузарова «Сын кузнеца», Дзугаева Г. «Бындзыг» и многих других.
На уроках осетинского языка и литературы, также на внеклассных мероприятиях ведется работа, направленная на всесторонние развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, учим детей, любить родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям. Для формирования моральных понятий, мы анализируем произведения осетинских писателей, поэтов, материалы из периодической печати, примеры из жизни. Дети высказывают определенные нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или иных моральных норм, требований. Наша задача в том, чтобы ребята глубоко осознали нравственные ценности. В своей работе, как классный руководитель и как учитель, использую этические беседы, беседы на нравственные темы, диспуты по этическим проблемам. В ходе беседы уделяю больше внимания обсуждению с учащимися жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание, живому непринужденному обмену мнениями. Стремление стать лучше, умнее, образованнее, воспитаннее, стать достойным сыном своих родителей, фамилии, своего народа, своей малой Родины вырабатывается у школьников, когда они изучают такую тему как «Лучшие сыны Осетии», знакомясь с жизнью и творчеством таких замечательных людей как Коста Хетагуров, Аксо Колиев, Васо Абаев, Владимир Тхапсаев, Исса Плиев, Светлана Адырхаева, Валерий Гергиев, Сослан Андиев, Арсен Фаддзаев, Артур Таймазов и др.
Неоценима роль внеклассных мероприятий по родному языку при воспитании духовности и нравственности. Это - участие в районных конкурсах чтецов « Потомки Коста», « Семь чудес Алании», «Я -осетин».
Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом.
Работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.