Духовно-нравственное воспитание
учащихся старших классов
средствами вокально-хорового искусства
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.
Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве".
Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов.
На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственное искание постоянно ставит подростков перед нравственным выбором в большом и малом, между принципиальным и беспринципным поведением.
Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Поэтому современный педагог призван формировать у студентов нравственные ориентиры, он должен найти основу духовно-нравственного развития современной молодёжи.
Педагогическая среда вокального воспитания — сложная, многогранная система, которая может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка, влиять на формирование творческой индивидуальности участника вокально-хорового коллектива. Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:
благоприятной нравственно-эстетической атмосферы в коллективе;
эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;
понимания руководителем студии особой тонкости и сложности психических механизмов эстетического развития личности подростка, его эстетического сознания, потребностей и деятельности;
эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных, символических и иных характеристиках, формируя эстетические установки, общемировоззренческие ценности, образы и представления;
благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у участников студии психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;
воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок;
побуждения к осмыслению получаемых впечатлений в культурно-эстетическом поле; стимулирования культурно-эстетического роста личности студента, его ценностных, духовных ориентации.
Необходимость создания эстетической среды вокального обучения подростков обуславливается ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда - это совокупность объектов действительности, обладающих воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков.
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души.
Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом. Первое – это дисциплина, строгое подчинение и выполнение требований педагога. Второе – это работа над постановкой голоса, формированием вокальных навыков, умением чисто интонировать, выразительно исполнять мелодию песни, сливаясь в единое гармоничное ансамблевое звучание.
На занятиях ведется работа над упражнениями, где решаются задачи развития звукообразования, дыхания, дикции. Чтобы научиться красиво петь, нужно понять, что качество звука зависит во многом от повторности. Отрабатывая много раз одну и ту же интонацию, я направляю внимание учащихся на то, как изменяется звук, какие новые ощущения возникают при его исполнении. Здесь нужно много терпения, воли, умения сосредотачиваться на своих ощущениях. У некоторых не хватает терпения. Поэтому, помимо работы над пением необходимо уделять много времени воспитательной работе, объяснять, как важно найти для себя правильный звук, интонацию, ведь только тогда можно получить истинное удовольствие от работы и открыть для себя что-то новое, а именно, новое звучание голоса, которое вскоре тебя удивит и восхитит. И когда это происходит, видишь совсем другое выражение лиц, глаз и понимаешь - вот оно духовное развитие и, значит, твой труд не был напрасным и дал бесценные плоды.
Духовно-нравственное воспитание коллектива также определяется подбором высокохудожественного репертуара. Это самый важный, стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Репертуар - его лицо, его визитная карточка. Ещё не слыша коллектив, но зная его репертуар, можно в определённой мере точно судить о его творческом лице, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях.
Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, постоянно повышает его исполнительское мастерство, музыкальную культуру студентов и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь нашей молодёжи богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Педагог должен стремиться к всестороннему развитию личности. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.
Литература
Антипова И.Г. и др. под ред. Е.И.Рогова. Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М., 2005.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
Драбенок, И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9.
Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972.
Турбовской, Я.С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я.С. Турбовской // Педагогика. – 2009. – № 9.