СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности по географии

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности по географии»

Духовно-нравственное воспитание школьников

в урочной и внеурочной деятельности по географии


Мордовина Наталия Сергеевна,

учитель географии филиала

МБОУ «Комсомольская СОШ»

в поселке совхоза «Селезнёвский»

Тамбовского района Тамбовской области


Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетов государственной политики современного образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса современной школы – это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников Духовно-нравственное воспитание является составной частью воспитательного процесса в школе, а каждый учебный предмет обладает разнообразными воспитательными возможностями.

Особым воспитательным потенциалом обладает учебный предмет «География». Он находится на стыке естественных и общественных наук, поэтому на уроках географии и во внеурочной деятельности можно ненавязчиво, но планомерно и поступательно формировать основы нравственного поведения, эстетический вкус, умение понимать и ценить красоту, богатство и разнообразие родной природы. Многие проблемы в мире, в отдельных регионах и странах, по моему глубокому убеждению, возникают в результате незнания и непонимания взаимосвязей в природе и безнравственного поведения человека. Достаточно длительное время приоритет в общеобразовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитанности школьников и возрождении духовности. Поэтому ставлю для себя задачу преподавания географии: формировать у учащихся осмысленное и бережное отношение к природе на основе системной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Организую свою работу по формированию духовно-нравственного поведения школьников по отношению к окружающей среде через единство урочной и внеурочной деятельности. На уроках формирую представление учащихся о мире и его разнообразии, родной стране и малой родине, об особенностях взаимодействия человека и природы. Стараюсь к каждому уроку подбирать высказывание известного деятеля, отрывок из литературного произведения или произведение искусства или звуки природы, которые помогают погрузить учащихся в новую для них тему и прочувствовать взаимосвязь человека и природы. Так, например, при изучении природных зон России, мы цитируем И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. А Есенина рассматриваем картины И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, анализируем высказывания о русском национальном характере Л. Н. Гумилева.

Основу духовно-нравственного воспитания в моей работе составляет личностно-деятельностный подход, для реализации которого использую приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, кейс-метод, проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Особое внимание уделяю работе в группе и в паре, данные формы работы организую на основе приемов технологий обучения в сотрудничестве и развития критического мышления. Это позволяет формировать навыки работы в паре, группе, развивает умение слушать, воспринимать чужую позицию, и отстаивать собственную. Стараюсь разнообразить формы проведения учебных занятий, поэтому часто использую такие формы урока как экскурсия (на местность, виртуальная), уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-взаимообучения с использованием технологии «Зигзаг», уроки-дискуссии, различные игровые формы урока («Умники и умницы», «Своя игра», «Что? Где? Когда?»), викторины и др.

Особым потенциалом в формировании основ духовности и нравственности обладает учебник, использующийся в обучении географии. «Формирование духовности, воспитание интернационализма, патриотизма будущих граждан Российской Федерации, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического образования школьников» – это первоочередные задачи программы и учебников под общей редакцией В.П. Дронова, которые я использую в своей педагогической деятельности. Для реализации данной задачи в УМК В. П. Дронова расширена страноведческая составляющая: увеличен объем учебного материала о народах, об их происхождении и расселении, о расах, языках, приспособлении к окружающей среде, материальной и духовной культуре, бытовом укладе жизни, религиозных особенностях. Наиболее полно реализует содержательные линии образования курс «Страноведение», в том числе такие, как материальные и духовные культурные ценности, отражающие опыт познания и существования человека в пространстве. Поэтому любая территория на уроках географии рассматривается как арена жизни людей с их социальными, культурными, национальными и духовными интересами и потребностями.

В курсе «География. Землеведение. 5-6 классы» приводятся разнообразные примеры географических объектов, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия. В курс 7 класса «Материки, океаны, народы и страны» включены отдельные страны. Их отбор осуществлен в соответствии со спецификой этнического состава населения, образа жизни равнинных и горных территорий, разновидности хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы. Также, в страноведческом модуле дополнительный материал включает информацию о памятниках истории и культуры, традициях и быте древних народов, истории мировой цивилизации. В курсах 8 и 9 классов «География России» подробно рассматривается этнокультурное и эколого-географическое положение России, как в текстовом, так и в картографическом материале. А в курсе 10 и 11 классов «Экономическая и социальная география мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется особое внимание месту России в мировой экономике, политике, культуре. Это создает условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Особые возможности в формировании духовности и нравственности современного школьника имеет региональный курс географии. Учебники и программа под редакцией В.П. Дронова ориентируют на изучение родного края. Вопросы и задания большинства изучаемых тем требуют применения полученных знаний при анализе ситуации в своем регионе. Учащиеся не только усваивают знания, но и вырабатывают свое отношение к родному краю.

Углубить знания о природе родного края, страны и мира помогает проектная и исследовательская деятельность. На уроках и во внеурочной деятельности по географии реализуем проекты «Народные промыслы», «Обычаи народов России», «Религии народов России», «Моя малая родина», «География в лицах», «Погода», «Покормите птиц зимой» и другие.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно опиралось на основы православной культуры и православных традиций, что давало и дает русскому человеку, по сравнению с западным культурным человеком, возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем. Западные ориентиры в воспитании человека, в первую очередь, направлены на общественную составляющую, в то время как главной ценностью русской культуры всегда был и остается внутренний мир человека. За что особенно ценят во всем мире русскую литературу. Так в 8 классе при изучении темы «Формирование, освоение и изучение территории России» особое внимание уделяю влиянию православия на заселение территории России, предлагаю учащимся провести мини-исследование «Монастырская колонизация». Изучая в 9 классе тему «Население и хозяйство Центральной России», реализуем проект «Христианские святыни Русской равнины», составляем карточки-характеристики православных святынь, карту православных объектов Всемирного культурного и природного наследия. При изучении темы «География Тамбовской области» (8 и 9 классы) реализуем проекты «Православная Тамбовщина», «Святые источники земли Тамбовской», «Духовная музыка в творчестве С. В. Рахманинова». Благодаря изучению православных ценностей и традиций, учащиеся глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой.

В рамках деятельности объединения дополнительного образования туристко-краеведческой направленности «Меридиан» проведена исследовательская работа «О чем рассказывают топонимы Притамбовья»; при реализации проекта «Туристические тропинки Тамбовщины» составлены туристические маршруты по Тамбовскому краю, например, разработаны экскурсии «Литературный Тамбов», «Православный Тамбов», «Музыкальный Тамбов» и другие; выпускаем туристско-краеведческий журнал «Меридиан»; создаем слайд-фильмы «Природа Тамбовского края», «Времена года в родном поселке».

Особое внимание в своей работе уделяю проведению экскурсий, регулярно провожу очные и виртуальные экскурсии по достопримечательностям России, родного края, мира. Вместе с детьми мы посетили школьный музей, Тамбовский областной краеведческий музей, геологический музей ТГУ им. Г. Р. Державина, зоопарк ТГУ им Г. Р. Державина, дом-музей В. И. Вернадского, дом-музей И. В. Мичурина, разработали виртуальные экскурсии по родному краю, например, «Государственный природный заповедник «Воронинский», «Святые места Тамбовской земли».

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить к отдельному мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Только при этом условии можно будет воспитать выпускника, обладающего не «багажом знаний», а универсальными способами получения новых компетенций, умением сотрудничать, стремлением к продолжению образования, и как следствие - высоким уровнем духовно-нравственного развития.


Литература.

  1. Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М. «Просвещение», 2009.

  2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

  3. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин (rosuchebnik.ru)