СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственный потенциал православия в контексте дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание»

ДУХОВНО-НРАВТСВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВИЯ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Ольга Васильевна Тяжова, заведующая художественно-эстетическим отделом структурного подразделения «Поиск»

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол, м.р. Сергиевский


Сотвори мир в себе и

отправь его людям.

Ф. Абрамов


По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Возрождение и сохранение духовно-нравственных и культурных ценностей, восстановление исторической памяти народа, и духовных традиций является одним из путей решения проблемы духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. В современных условиях эта проблема приобрела особую важность и актуальность.

Если обратиться к практике духовного воспитания в системе образования, то следует подчеркнуть особое значение дополнительного образования. Эта сфера является наиболее благоприятной в развитии важнейших нравственных качеств, ценностных ориентаций, духовных потребностей.

В Сергиевском районе Самарской области на базе структурного подразделения «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол с 2000 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, при поддержке Главы муниципального района Сергиевский и руководителя Северного управления министерства и образования Самарской области, в системе ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Сергиевского района.

Опираясь на Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», с учётом желания детей и с письменного разрешения родителей, введено изучение «Основ православной культуры» в школах Сергиевского района. Работа ведётся с учащимися общеобразовательных учреждений Сергиевского района, с воспитанниками дошкольных учреждений.

При этом многие педагоги видят в православной культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала. В этом особенность авторской программы дополнительного образования детей «Основы православной культуры», разработанной педагогом дополнительного образования структурного подразделения «Поиск» Екатерины Ивановны Грузковой.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что одним из основных содержательных компонентов является знакомство с духовно-нравственной сферой жизни общества, формирование у молодежи патриотического сознания и развитие чувства гражданской ответственности. Решение этих задач средствами программы становится возможным благодаря знакомству детей с такими понятиями, как «духовность», «нравственность», «заповеди», «традиции», «культурное наследие», «религиозное развитие». Очевидно, что особую значимость и интерес для социума представляют нравственные основы православной культуры, поскольку Православие является постоянной во времени этнодоминантой российского общества.

Своеобразие и уникальность дополнительной образовательной программы «Основы православной культуры» заключается в интеграции различных образовательных линий - православной, культурологической, краеведческой – в единое образовательное содержание.

Новизна программы в использовании информационных, дистанционных технологий, презентаций, мультипликационных, художественных и документальных фильмов с нравственным или христианским содержанием, а также использование элементов театрализации, декоративно-прикладного творчества как средства воспитания духовности, нравственности, патриотизма. Содержание программы предполагает исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

При реализации программы «Основы православной культуры» используется учебно-методический комплект Е.И. Грузковой, ценность которого обусловлена многообразием направлений, глубиной идей, интенсивным поиском содержания и форм работы педагога-практика. Используются изданные книги из опыта педагогической практики «Русь моя» и «Тропинка к Храму», автор Грузкова Е.И. В пособии представлены разработки занятий по программе, тематические беседы, сценарные планы для проведения православных праздников, а также методические рекомендации по организации исследовательской деятельности, работы над проектом. Методическое пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, педагогами воскресных и светских общеобразовательных школ, педагогами-организаторами, заместителями по учебно-воспитательной работе, родителями, интересующимися традиционной православной культурой. УМК уже широко применяют в работе не только педагоги Самарской области, но и далеко за ее пределами.

Педагоги, прошедшие курсы СИПКРО по основам православной культуры, работают по авторской образовательной программе «Основы православной культуры» и учебно-методическому комплекту Грузковой Е.И.

Знакомство с православной культурой даёт представление о народных традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. Детям эти занятия нравятся.

Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению воспитанников в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры воспитанников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Проводимые педагогами интегрированные занятия ОПК с ОЖС, МХК, историей и литературой позволяют осуществлять межпредметные связи с образовательными предметами, изучаемыми в школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

В ходе реализации программы, учитывая связь изучаемого культурологического курса со всеми областями жизни ребенка и общества в целом, педагоги организуют и проводят мероприятия к православным праздникам, встречи со священнослужителями, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда. В решении этих задач важно отлаженное взаимодействие центра с различными социальными институтами:  общественными организациями, средствами массовой  информации, библиотекой, Домами культуры, Центром занятости населения, СИПКРО, школой искусств, краеведческим музеем, городским эстетическим центром, Самарским епархиальным центром, с общеобразовательными учреждениями района.

Воспитанники объединений «ОПК» выступают с рождественскими, пасхальными представлениями в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Сергиевск, реабилитационном центре «Исток» для детей находящихся в трудной жизненной ситуации, в Центре социального обслуживания для ветеранов труда. Традиционно для обучающихся проводятся: ко Дню села праздник «Небесный Покровитель моей малой Родины Сергиевск – преподобный Сергий», мероприятия «Росиночка - Россия», праздник «Никола Вешний», «Русская берёзка».

Интеграция объединений «Основы православной культуры» со всеми отделами структурного подразделения «Поиск» происходит через проведение бесед, православных праздников, выставок, участие в конкурсах, через встречи с представителями духовенства, экскурсии и паломнические поездки и т.д. После таких поездок дети становятся открытыми, радостными, добрыми. Вот некоторые их высказывания: «Очень хочется ещё к источнику Богородицы», «Так хорошо на сердце, всех хочется любить».

В системе ведется работа педагогов с родителями по формированию нравственности и духовности в семейных отношениях на основе традиционного христианского устроения семейных отношений. Это и индивидуальная работа с родителями и проведение совместных праздников православной Руси, родительских собраний и организация паломнических поездок, экскурсий по святым местам губернии. Актуальность воспитания духовности и нравственности в семейных отношениях, духовно-нравственного воспитания детей в семье была отражена в выступлении Екатерины Ивановны на секции родителей окружного фестиваля «От Рождества до Пасхи», на открытии выставки в Самарской Губернской Думе.

Высокий уровень мастерства педагогов, работающих по программе «Основы православной культуры», владение новыми технологиями обеспечивают положительные результаты в образовательном процессе, позволяя воспитанникам структурного подразделения «Поиск» принимать активное участие в различных проектах духовно-нравственной направленности: «История храмов Сергиевского района за 300 лет», «Действующие храмы Сергиевского района», «Вера в Бога - вера в Победу», «Сыны Отечества», традиционные проекты «Русь моя», «Рождественские утренники», «Пасхальный звон» и др., а также занимать призовые места в областных, международных и всероссийских конференциях и конкурсах.

Профессиональная компетентность и методическая грамотность, высокая результативность деятельности педагогов центра, способствовали присвоению структурному подразделению «Поиск» статуса стажерской площадки по духовно-нравственному воспитанию для всей Самарской области, в рамках которой проводились авторские семинары, мастер – классы для педагогов Самарского региона. Педагогом дополнительного образования Грузковой Екатериной Ивановной в 2011 году разработана программа дистанционного курса «Основы православной культуры» для детей с ограниченными возможностями здоровья. По данной программе проходят обучение дети Самарской области и Республики Мордовия.

Традиционными стали проводимые нашим учреждением окружные «Кирилло-Мефодиевские чтения учащихся».

Шестнадцатилетний положительный опыт реализации программы «Основы православной культуры», возрастающий интерес обучающихся и родителей, динамика охвата обучающихся свидетельствуют об актуальности изучаемого курса. Анализ результативности обучения по программе «Основы православной культуры» и работы по духовно-нравственному воспитанию детей показал, что в процессе деятельности происходит усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, неприятие зла, любви к своей Родине; формирование в нем свойств духовно развитой личности, потребности творить и совершенствоваться.