Барженакова Алена Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия», г. Абакан
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности
Каждый ребёнок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Ведь именно это чувство, будучи развитым, даёт стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности, культурным проявлениям.
В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Психологи установили, что ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащихся: урочную и внеурочную.
Урок литературного чтения как никакой другой урок, подходит для реализации принципов духовно-нравственного воспитания и развития.
В своей практике урокам литературного чтения я всегда стараюсь уделить наибольшее внимание, ибо вижу в этом предмете источник гуманистического образования детей, отличительной чертой которого является поворот к личности ученика, его индивидуальности. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.
Великий педагог Ш.А.Амонашвили считает, что «…духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».
Уже в период обучения грамоте, стараюсь наполнить деятельность новым содержанием, ощутить большую радость общения, сотрудничества и сотворчества. Поэтому на уроках обучения грамоте мы с детьми поём красивые песни, которые несут серьёзный воспитательный смысл. К примеру, изучая букву Х, мы пели песню «Шумят хлеба» (музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова). Пение песен стало любимым занятием. Ведь главное, как сказал Л.В. Занков – это «состояние души учителя и детей на уроке».
После того, как песня спета, мы беседуем на заданную тему, выражая свои эмоции и чувства. После работы с текстом, делаем с детьми вывод, что для людей хлеб – это жизнь. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка.
В послебукварный период мы учим детей читать художественные тексты, и не просто читать, а вычитывать всю содержащуюся в них эмоционально образную информацию, постигать смысл текстов. Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать.
В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы.
Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии использую в своей работе следующие приёмы:
1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно предложить кому-либо из детей играть сначала одну, а затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных.
2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом учащимся предлагается обыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной.
3. Эмоциональное вслушивание – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Выразительное чтение учителем – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Тем самым, мы открываем важный «секрет» художественных произведений: книги помогают людям стать умнее, внимательнее и добрее.
4. Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Поэтому часто использую приём «творим свою картину» в процессе творческой деятельности детей. Дети выходят на сопоставление художественного текста и рисунка, изображающих одно и то же.
В своей внеурочной деятельности использую сказкотерапию как метод воспитания у детей духовно-нравственных ценностей, правил и жизненных принципов, осуществляемый посредством создания и повествования сказок.
Детям очень нравится постановка сказки с помощью кукол. В игре дети копируют своего любимого сказочного героя. Они повторяют манеру его поведения, жесты, речь. На основе сказки может сформироваться определённая модель поведения, жизненные нравственные ценности, вкусы.
Итак, одним из факторов, влияющих на формирование личности младшего школьника, является художественная литература. Она должна быть приближена к современному миру ребенка, чтобы стать средством познания себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой нравственности.
Библиографический список
Амонашвили Ш.А. Школа жизни, М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998
Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании, Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2009.
Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. №1.
Сухомлинский В.А. Цветок солнца. М.: Издательский дом Школа, 2012.