Аннотация
на занятие
по теме: «Тепло родного очага»
На данном занятии предусмотрено использование следующих методов обучения: рассказ, объяснение, метод демонстрации, практические, применение технических средств обучения, творческий метод. Материал соответствует возрастной аудитории. Вся работа основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей. Задания подобраны так, чтобы развивались различные характеристики внимания: его объём, устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные виды деятельности.
Тема "Тепло родного очага".
Цель:Интегрировать знания детей о себе и своей родословной
Задачи:сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.
Оборудование. Рисунки на тему:"Вся семья вместе – так и душа на месте", семейное фото
Ход занятия
1.Самоопределение, мотивация
Доброта – это…
Я могу быть добрым, потому что…
2. Актуализация изученного
- Что такое Родина?
- Назовите государственные символы
- Почему надо любить свою родину?
3. Целеполагание
На доске: Тепло родного очага.
- Как понимаете смысл слов?
- О чем пойдет речь на занятии?
4. ОВД
Учитель. Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье. А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение?
Дети. Это своя улица, свой город.
– Место, где человек родился и вырос.
– Это семья.
– В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.
– Дом – это очаг.
У. Действительно, ребята, дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает. Вот как описывает родной дом великий русский поэт Сергей Есенин:
Низкий дом с голубыми ставнями.
Мне тебя не забыть никогда...
У. Любить Родину, все, что нас окружает, учат прежде всего родные люди. Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения? Читаем стихотворение ЗолтанаЗелка "Какой хороший вечер".
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Почему так хорошо герою этого стихотворения?
Д. Вся семья дома.
– В доме тепло, уютно, спокойно.
У. Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.
– "Вся семья вместе – так и душа на месте". Объясните смысл пословицы.
Дети дают свои ответы. Учитель обобщает их и делает вывод.
– В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом?
Д. Здесь мы учимся жить, здесь мы находим дружбу, взаимопонимание.
У. Вы рассказывали о своей семье, когда делали рисунки, посвященные этой теме
- Расскажите, что вы нарисовали.
- Что можете расскзать о своей семье?
– Какую роль играют в вашей жизни родители?
Д. Растят нас, заботятся о нас, переживают за нас, помогают нам, учат добру.
У. Закройте глаза и представьте себе сказочный домик. Вас пригласили в этот домик на выходной день или на каникулы вместе с родными. Кого из своих родных людей вы бы взяли с собой и почему?
Дети отвечают на вопрос, учитель обобщает ответы.
– Какие пословицы и поговорки о доме, семье, маме вы знаете?
Д. Береги землю любимую, как мать родимую.
– В своем доме и стены помогают.
– Одна у человека мать, одна и Родина.
– Сердце матери лучше солнца греет.
– При солнышке тепло, при матери добро.
– Нет лучше дружка, чем родная матушка.
– Птица рада весне, а младенец – матери.
У. Чем крепка семья?
Д. Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.
У. Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта?
Д. Мама дорогая, мамочка родная.
У. Мама ближе всех. Маму помнят и почитают всю жизнь.
III. Итог урока
У. Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему теплым, уютным, привлекательным? Что от вас лично зависит, как сберечь тепло родного очага?
Д. Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятные сюрпризы.
Разыгрывается сценка "Сюрприз".
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки играют в куклы.
Оля (подруге). Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила.
Аня. А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля. Не знаю. Мы так никогда не делаем.
Аня. А давай попробуем.
Оля. Давай!
Девочки идут на кухню.
Аня. Где у вас картошка?
Оля. Вот. А еще у нас огурец есть.
Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын.
Отец. Что это у вас тут за шум?
Оля. Готовим маме сюрприз.
Сын. Какой?
Оля. Ужин!
Сын. Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить.
Аня. Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.
Отец. Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.
Все работают. Раздается звонок. Входит мама, удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.
Сын. Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?
Отец. А к сюрпризам-то надо готовиться постепенно.
Сын. Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!
Оля. Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.
Все. Ведь мы тебя очень любим!
Мама. Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне.
У. Давайте попробуем сделать вашим родным приятные сюрпризы. Представьте себе, что к нам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что-нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке. Учитель подводит итог, отмечает при этом, что сердца ребят полны добра и великодушия по отношению ксвоим близким, своей семье.
– Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Игра « Распределение обязанностей в семье»
- Разделимся на группы: мамы, папы, дети. Если я называю обязанности мамы, встают мамы и т. д.
( готовить обед, ремонтировать квартиру, собирать портфель, мыть посуду, ухаживать за цветами, убирать квартиру, беречь тепло родного очага)
Контроль и самоконтроль
- От чего же зависит тепло родного очага? Вспомните пословицы о семье.
« Где мир и лад не нужен и клад»
« Лад и согласие – первое счастье»
Рефлексия
Дерево творчества.