Ларионова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с.Малячкино
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы через осмысление ценности красоты
(на материале произведений В.В. Вересаева, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность. В современном обществе искажаются ценности, в том числе ценность красоты.
На мой взгляд, именно уроки литературы наиболее успешно способствуют развитию положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и ценности, в том числе на ценности красоты. Понятие красоты может быть и объективным, и субъективным, подверженным социальному влиянию, то есть навязанным общественным стандартом, что подтверждается пресловутыми «90-60-90» - уже не одно десятилетие царствующими на подиумах, в рекламных образах и реальной жизни. Поэтому я, как учитель литературы, поставила перед собой цель – подвести учащихся к осмыслению того, что настоящая красота воодушевляет, дарит радость, тепло и любовь.
Испокон веков поэты и писатели каждый по-своему воспевали красоту женщины. Я предлагаю на уроках литературы при изучении творчества трех больших художников слова, творчество которых падает в основном на начало 20 века (это В.В. Вересаев, А.И. Куприн и И.А. Бунин), обратить особое внимание на интерпретацию женской красоты в следующих произведениях: в рассказе В.В. Вересаева «Состязание», повестях А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет», рассказах И.А. Бунина «Красавица» и «Солнечный удар».
Перед собой и перед классом, при изучении данных произведений, я ставлю задачи:
1) проанализировать характер воздействия женской красоты на окружающих на основе избранных для анализа художественных произведений;
2) сопоставить концептуальные смыслы и художественную манеру раскрытия темы женской красоты в рассказах названных писателей;
3) представить свои соображения относительно нравственно-философских смыслов, связанных с раскрытием темы настоящей и мнимой красоты женщины и её влияния на мужчину.
На уроках литературы мы отмечаем, что каждый художник слова вносит что-то свое, особенное, важное для осмысления читателем.
В.В. Вересаев раскрывает тему красоты идеальной, далекой от ее воплощения в обычной жизни и красоты, которая рядом – простой, понятной, трогательной. Более того, он убедительно показывает воздействующую силу этой живой, близкой каждому женской красоты как образца, поднимающего жен в глазах их мужей.
А.И. Куприн представляет весьма непохожие в социальном плане образы внешне красивых женщин – простой девушки Олеси и княгини Веры. Но непременным атрибутом их красоты считает внутренне благородство.
И.А. Бунин дает образцы красоты истиной и мнимой, не согретой добротой души и любовью. В подтексте бунинских рассказов отчетливо сквозит философское осознание красоты, ее воздействия и связанного с этим смысла жизни.
У Вересаева, Куприна, Бунина разный художественный почерк и разные ситуации изображения женщин, но общее очевидно: все они с большой художественной убедительностью рисуют прекрасные женские образы красивые не только телом, но и душой. Из всех названных произведений школьники извлекают нравственный и философский урок, помогающий понять смысл жизни и взаимоотношений мужчины и женщины.
Описание фрагмента урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе: «Женская красота – это …» (по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)
Цель урока: подвести учащихся к выводу, что настоящая красота - воодушевляет, дарит радость, тепло, любовь.
Планируемые результаты:
Предметные:
- проанализировать рассказ В.В. Вересаева «Состязание» с точки зрения воздействия женской красоты на окружающих.
Метапредметные:
-регулятивные: развивать логическое мышление; формировать умение систематизировать материал в виде схемы (синквейна);
-познавательные: развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение понимать авторский замысел; делать выводы на основе анализа и сопоставления объектов; извлекать и перерабатывать информацию из научной литературы;
-коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
- на примере В.В. Вересаева «Состязание» открыть для себя, что такое красота, счастье, учиться видеть красоту окружающего мира и близких людей.
Технология проблемного обучения
Приёмы и методы: метод опроса, смысловое чтение, сопоставление как прием анализа художественного произведения, приём «Синквейн», приём словесного рисования, выразительное чтение учителя как приём воздействия на ученика.
В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, перед учащимися ставится вопрос «Что такое женская красота?».
На втором этапе организуются групповое обсуждение. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос, пока опираясь на свой жизненный опыт.
На третьем этапе организуется поиск гипотезы. При подготовке к уроку для того чтобы выявить отношение к понятию «женская красота» в современном обществе, проводится опрос «Что такое женская красота?» в социальной сети «ВКонтакте». Из анализа этого опроса видно, что однозначного ответа на этот вопрос нет.
На этом же этапе ученики работают со статьёй «Внутренняя и внешняя красота человека в гуманитарных науках» (Приложение 1), знакомятся с высказываниями о человеческой красоте писателей, поэтов, философов, филологов и других учёных.
На четвёртом этапе организуется проверка гипотезы. Ученикам предлагается обратиться к тексту В.В. Вересаева «Состязание», при анализе которого необходимо выявить отношение автора к человеческой красоте. Для этого используется метод сопоставления. Учащиеся под руководством учителя сопоставляют детали портретов, обращаясь к тексту и рассматривая двух женщин с одних и тех же позиций (Приложение 2).
На пятом этапе организуется обобщение результатов и их применение. Ученики составляют синквейн на тему «Женская красота».
Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием. И именно на учителях-словесниках лежит большой груз ответственности в становлении личности. Я об этом помню всегда.
Приложение 1
Внутренняя и внешняя красота человека в гуманитарных науках
Речь пойдёт о гармоничном симбиозе «тело-душа», ведь друг без друга на Земле они существовать не могут. Личные, внутренние качества человека проявляются во внешнем облике, куда входят экспрессия, деятельность и предметные действия.
Согласимся с известным психологом В.П. Зинченко, который задал вопрос об «одушевлении тела или овнешнении души», в том, что проблема внешнего и внутреннего – это вечная проблема всего гуманитарного знания. О соотношении внешнего облика человека и его душевных характеристиках писали многие учёные во все времена. В начале 19 века профессор русской словесности, писатель П.Е. Георгиевский отмечал, что в человеке важна «не только красота внешнего облика, но даже внутренняя красота мыслей и характеров». Его современник, литератор и философ А.И. Галич, определял прекрасное, как внешнее изображение внутренней совершенной гармонии. О соотношении внешнего и внутреннего превосходно сказал Гёте: «что – внутри, во внешнем сыщешь; Что – вовне, внутри отыщешь». Русский философ и филолог А.Ф. Лосев считал, что «тело – не простая выдумка, не случайное явление, не иллюзия, не пустяки. Оно всегда проявление души, - следовательно, в каком-то смысле сама душа». Таким образом, внешняя оболочка и внутреннее содержание тесно связаны между собой, и это отмечали учёные не только гуманитарных наук. Такие направления как хиромантия (определение характера и судьбы по руке), физиогномистика (определение судьбы и характера по лицу), френология (гадание по черепу), подомантия (гадание по линиям стопы) также пытаются найти связующие звенья между внешними чертами и психологическими особенностями человека. Проблемами проявления личных внутренних характеристик человека через внешность занимался и известный итальянский врач-психиатр И. Ломброзо, который выделил общие черты внешности преступников, немецкий психиатр и психолог Э. Кечнер создал типологию темпераментов на основе особенностей телосложения, а современный австрийский писатель Алан Пиз широко известен своей книгой «Язык телодвижений». Согласно философии и психологии российского ученого В.С. Мухиной, тело – это не только пропорции, вес, рост, пол, возраст, раса. Оно выражает суть человека: его живость, свободу, агрессивность, зажимы, расслабленность и напряжённость.
В своей работе «Душа и внешность» Д. Авербух писал, что «внутренние перемены человека влекут за собой перемены его внешности… внешность, поэтому, не есть случайное сочетание форм, а строгое и отчётливое выражение родовых и индивидуальных особенностей, присущих субъекту».
Таким образом, все учёные гуманитарного знания раскрывают тему единства внешнего облика и внутреннего состояния каждый по-своему. Мы в своей работе придерживаемся мнения о том, что внутренне содержание человека, его душевное состояние находится в приоритете перед внешней оболочкой. Согласимся с мнением Ж. Степанян о том, что в мире существует два вида прекрасного – прекрасное внутри предмета и во внешней форме его. Первое предпочтительнее, – оно составляет красоту души, значит, это прекрасное бесспорно, вечно». Примерно к такому же выводу приходит итальянский учёный-философ У. Эко, который отмечает, что «перед лицом бренности красоты внешней можно уповать только на красоту внутреннюю, которая умереть не может».
Конечно, в приведённых выше работах соотношение внешних и внутренних качеств не рассматривается в рамках представления о женской красоте, но истинная красота женщины также представляет симбиоз внешних и внутренних качеств, при том, что внутренне во многом образует внешнее. Так, тело, жесты, мимика, осанка, общая динамика движений, поступки выступают как внешнее выражение внутреннего состояния.
(Бакалова З.Н. Ларионова Е.С.)
Приложение 2 Поза по отношению к толпе:
Высоко над толпою стояла спускающаяся с высоты…дева (Светозарная) | На скамье, охватив колено руками…, сидела и смотрела на толпу – Зорька! |
Фон для портретов:
За нею громоздились тёмно-серые выступы суровых гор, ещё не тронутых солнцем. | За нею – горячая, напоенная солнцем тень. |
Первое впечатление от картин:
Божественно-спокойная… Никто никогда не видал такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца… | Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка… Глаз не могу оторвать. Люди молчали и смотрели. |
Какими увидели площадь и самих себя люди, оторвавшие взгляд от портретов?
Всё вокруг было тёмным и смутным. …пристыжено отвращали лица в сторону. | Радостный, греющий свет лился от картины и озарял всё кругом. Прояснилось лицо старого погонщика мулов. |
7