Духовно-нравственное воспитание обучающихся через сотрудничество семьи и школы в рамках преподавания учебного курса ОРКСЭ
Будаева Т.Л.
МБОУ «Гимназия №32» г. Новокузнецка
Одним из структурных элементов основной образовательной программы начального общего образования является программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, направленная на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни: организации дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
В нашей гимназии создана специально организованная среда, в которой осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через УМК «Перспективная начальная школа» и программы внеурочной деятельности: «Наш край родной», «Музей в твоём классе», «Юный журналист», «Я - школьник», «Экскурсии», «Мои первые открытия», «Юный исследователь», «Азбука здоровья», «Праздники». Реализация курса ОРКСЭ для четвероклассников также является составной частью усилий, направленных на воссоздание нравственных ценностей российского общества.
Представляю опыт реализации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся через сотрудничество семьи и школы в рамках преподавания учебного курса ОРКСЭ.
Мы понимаем, что взаимодействие с семьёй, общностью с родителями несёт эмоциональную и этическую поддержку для ребенка, подтверждение значимости его учебной деятельности, это позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Подготовительная работа начинается с родительского собрания, где создаётся установка на сотрудничество через мотивацию и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения курса их детьми. На общешкольном собрании родителям разъясняется, что курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у детей представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. А на классном собрании педагог кратко представляет содержательные аспекты отдельных модулей курса ОРКСЭ. Очень ценным является использование презентаций и материалов к учебникам. Родители задают вопросы, получают на них ответы и, наконец, принимают решение о выборе определенного модуля.
В чём же заключается тесное сотрудничество с родителями школьников в течение всего изучения курса? Это: родительские собрания, консультации для родителей, включающие в себя встречи с классным руководителем, педагогом-психологом, приём директора, открытые и совместные мероприятия.
В гимназии предусмотрены формы оповещений событий: выставочный стенд, сайт гимназии, сайт класса.
Учитывая специфику курса ОРКСЭ, когда ресурсы сети Интернет могут быть незаменимым источником информации, очень важно родителям в домашних условиях позаботиться о соблюдении и санитарных норм, и оградить ребенка от нежелательных ресурсов, дабы не сформировать искаженное, негативное представление о многих религиозных культурах. А учителю необходимо порекомендовать безопасные сайты.
Так как неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания, которые должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер, то помощь родителей будет необходима, например, в составлении рассказа, написании эссе, в подборке иллюстративного материала, в творческо-исследовательской работе. На родительском собрании предлагаются примерные темы творческих работ, проектов обучающихся: «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе», «Моё отношение к людям», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и другие.
Члены семей учеников выступают с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных чертах семейного уклада. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов становятся темами не только классных, но и семейных конкурсов и викторин. Наши родители – помощники при организации и проведении различных праздников. Таких как, «Рождество», «Масленица», «Пасха».
Самыми запоминающимися для детей и родителей становятся открытые уроки «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Православный храм и другие святыни», «Семья и её ценности», уроки мужества, линейки и тематические уроки, посвященные памятным датам российской истории и культуры, презентации творческих проектов, встречи с выдающимися людьми района, города, ветеранами Великой Отечественной войны (и не только в стенах гимназии; такие встречи происходят и в культурных центрах района – в библиотеке им. Д.Лихачева, в детской библиотеке «Вдохновение»; вместе идём в гости к ветеранам, труженикам тыла – тёплые, незабываемые встречи), акции «Напиши письмо ветерану», «Открытка для ветерана», праздничные мероприятия ко Дню Защитника Отечества - «Богатыри Земли Русской», «Рыцарский турнир», военно-спортивная игра «Зарничка», традиционный конкурс чтецов «Славим Отечество!», где звучат не только произведения известных поэтов, писателей, но и их собственные. Родители являются и членами жюри, и гостями. На экскурсиях по Новоильинскому району, в музей воинской славы села Ильинка, историческим, святым местам нашего города ребята знакомятся с достопримечательностями, названиями улиц, памятниками, лучшими людьми. А маршруты таких путешествий составляем вместе с родителями.
Ребята знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив, богат умельцами, музыкантами, художниками. Родители и ученики с интересом для себя открывают центр шорской культуры, посещают эколого-натуралистический музей на «Станции юных натуралистов», музей-заповедник «Томская писаница», этнографический музей «Чолкой», музей-заповедник «Кузнецкий Алатау», становятся участниками творческих встреч с художественными коллективами «Щедрыня», «Параскева Пятница». Только совместно с родителями мы сможем сохранить и преумножить эти традиции.
У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, своя собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание курса ОРКСЭ. Сотрудничество семьи и школы через новый предмет открывает перед родителями возможности для получения ими новых знаний, укрепления и развития связи поколений.
Главное наше достояние – это наши дети. Забота взрослых - научить детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми, помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своей семьи, своего народа, своей страны.
Литература
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Топоркова, Н.И. Теория и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие/[авт.-сост. Н.И. Топоркова]. Выпуск 4.-Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012.-127 с.
1