Духовно – нравственное воспитание современных школьников
посредством православной педагогики
Сегодня в сфере педагогической деятельности присутствуют тревожные тенденции, связанные, в первую очередь, с тем, что в достаточном количестве педагогических коллективов существуют большие различия и противоречия как в мировоззренческих позициях, так и во взглядах на процесс становления личности ребенка, на процесс образовательной деятельности. Работа современной школы направлена на выполнение социального заказа и ориентирована на использование натуралистического подхода к развитию личности. Придерживаясь гуманистической направленности, современная педагогика не воспринимает ребенка как носителя определенных религиозных взглядов. Кроме того, сегодня в наших школах преобладает информативно- познавательный подход к образованию, который дает существенную интеллектуальную перегрузку, в связи с чем процесс воспитательной деятельности становится второстепенным. Во многом данный факт связан и с тем, что огромный потенциал педагогических сил, существующий в нашей стране, зачастую разрознен и разнонаправлен, лишен духовного единства, и поэтому не способен обеспечить эффективную воспитательную деятельность. Все это, безусловно, негативно отражается на духовно- нравственном состоянии наших детей, на их взглядах на жизнь и на качестве знаний. Дети – это будущее, и то, каким будет это будущее, зависит от того, какие моральные устои, нормы жизни и правила поведения им будут привиты.
В условиях постепенного духовного возрождения нашей страны, после многих лет социально – экономических трудностей и атеизма, общество все больше признает тот факт, что улучшить жизнь в стране без возрождения нравственности, основанной на духовных ценностях православия, невозможно. Невозможно быть истинным гражданином своей страны, не зная ее культуры, истории и духовных основ.
Воспитать человека сегодня – значит заложить в нем духовно- нравственную основу, сформировать характер и создать условия для его верного самоопределения в жизни и способности самообразования, самосовершенствования. Воспитать ребенка – значит подготовить его к самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых сложных ситуациях, готовности служить своему Отечеству и уважать ближних.
Все вышесказанное говорит о том, что весьма актуальным для каждого педагогического коллектива является в современных условиях обретение внутреннего духовного единства, единомыслия, согласованности действий с опорой на те педагогические основания, которые выражены в принципах православной педагогики.
Обращение к опыту православной педагогики особенно актуально сегодня, так как государство и общество очевидно нуждаются в образовательных моделях, которые смогут обеспечить духовные, нравственно- этические компоненты в содержании воспитания и образования в целом. «Учитывая, что образование есть процесс непрерывный, происходящий в определенной культурно – исторической среде, следует говорить о нем не вообще, а применительно к конкретной культурно – исторической эпохе» [3]. Данный подход подразумевает сочетание государственного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является одной из актуальнейших проблем последних двух веков в нашей стране.
Основные сферы жизни ребенка, в которых происходит духовно-нравственное становление личности – это семья, школа и церковь. С другой стороны, существуют еще две сферы жизни ребенка: Интернет и улица, которые имеют наиболее эффективный воспитательный эффект, прямо противоположный духовному становлению личности.
В данной связи большие надежды возлагаются на школу как на социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и организующий непрерывный процесс взаимодействия ребенка, родителей и социума. Поэтому в образовательной политике большое внимание уделяется использованию православной педагогики как системы духовно- нравственного становления личности в современной школе.
Каждая школа по-своему определяет систему мероприятий, способных решать вопросы духовно-нравственного воспитания. В урочной и внеурочной деятельности проводятся занятия по курсу «Православная культура», экскурсии в храмы, мероприятия, посвященные православным праздникам, в школы приглашают священнослужителей для проведения бесед. Тематика классных часов включает вопросы духовного становления личности. При организации работы с семьей расширяется тематика педагогического просвещения родителей по вопросам ценности семьи, духовно-нравственного становления личности ребенка в семье, культуры воспитания в рамках православных традиций.
Свою систему воспитания наше образовательное учреждение видит как эффективное взаимодействие в рамках социального партнерства школы и духовно- просветительского центра .
Духовно-просветительский центр – это религиозно-образовательное, многофункциональное объединение, деятельность которого направлена на возвращение населения в лоно православных ценностей, основанных на многовековой патриотической деятельности церкви. В связи с данным положением, главная задача духовно-просветительских центров – гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
В процессе взаимодействия с духовно- просветительским центром школа ставит следующие задачи:
- создать условия для формирования аксиологических основ личности;
- актуализировать необходимость бережного отношения к русской национальной культуре и духовности;
- углубить знания в области живописи, архитектуры, истории культуры, этики и эстетики;
- привить интерес к православным традициям и праздникам;
- создать условия для формирования положительной мотивации к здоровому, безопасному, активному образу жизни;
- повысить эффективность воспитательного пространства школы через создание релаксационной зоны « Радуга жизни».
Для достижения поставленных целей используются следующие формы организации взаимодействия школы и духовно-просветительского центра: экскурсии по храмовому комплексу; беседы, лекции, круглые столы по предмету «Православная культура», а также по тематике классных часов в соответствии с планом воспитательной работы школы по воспитанию духовно- нравственных качеств личности школьников; просмотр и обсуждение фильмов духовно-нравственного, патриотического, краеведческого характера; посещение информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал»; проведение совместных мероприятий в рамках православных праздников, других совместных мероприятий, имеющих духовный, нравственный, патриотический характер; экскурсии по городу, району, области.
Сегодня представляется крайне актуальным проследить изменение представлений об окружающем мире посредством изучения духовной культуры. «Исходя из того, что ученик – активный субъект, можно говорить о том, что то, кем он станет, жертвой или созидателем, зависит от особенностей поликультурного пространства, от того, поможет ли педагог позитивной самореализации школьника, возможной только в условиях, позволяющих учащимся постичь культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов [2]. В силу того, что духовно-просветительский центр обладает огромнейшим социокультурным потенциалом, эффект взаимодействия будет выражаться в повышении уровня воспитанности обучающихся, повышении уровня знаний обучающихся в области «Белгородоведение», а также в формировании положительной мотивация обучающихся к ведению активного, позитивного, здорового и безопасного образа жизни.
Как показывает педагогическая практика, ориентир современного образования и воспитания на приобщение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия, наиболее перспективен, поскольку связан с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта [4] . Школа ни в коем случае не предполагает насаждение веры. Задача школы - открыть каждому ребенку основы его культуры, традиции его предков. «Православная культура России – уникальный феномен, требующий нового открытия и понимания» [1]. Предстоит долгий путь избавления от мировоззренческих стереотипов, которые в последние десятилетия связывают с понятием «Православие». Социальное обновление требует и духовного обновления, и место в этом процессе православных духовных ценностей неоспоримо, ибо, как говорил, Ф.М. Достоевский, «тайна бытия человека не в том, чтобы только жить, но и в том, для чего жить»[1]
Литература
1.Алехина О. Православная педагогика в воспитательной системе школы.// Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе.2010.№ 7. С 42-44
2.Овчарова, Р.В., Гизатуллина, Э. Р.Развитие нравственной сферы личности подростка: Монография.- Курган: Изд-во Курганского университета, 2011.-147 с
3.Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. — М.: МГППУ, 2008. — 416 с
4.Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Исторические психолого- педагогические очерки. -Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с