Духовно нравственное воспитание учащихся начальной школы
с применением интеграции на уроках музыки
Профессия учителя связанна со сложным и хрупким миром ребенка. Мир ребенка таинственный, искренний. В начальной школе ученик , смотрит на учителя ,широко открытыми глазами человека, который верит, что мир прекрасен. И особенно важно то, чему мы учим наших детей: это либо современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем. Задача учителя музыки, не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
Работая с детьми, пришла к выводу о том, что уроки музыки во многом способствуют духовно-нравственному, творческому развитию детей. Таким образом, воплощается в жизнь идея обеспечения условий ,для формирования целостной личности, гармоничного развития детей через духовно-нравственное воспитание и применение межпредметных связей на уроках музыки.
Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусства, уроков творчества:
1) всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;
2) овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами;
3) активизация познавательной деятельности учащихся;
4) раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире.
Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно-нравственно: новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.
Ещё одна проблема современности заключается в том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно?
Во все времена это проповедовало высокое искусство.
Культура, человек, поэзия и литература, живопись, история родного края – все это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в Казахстане. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование. Музыка в школе – это высокодуховный, «душеобразовательный» предмет. Кому же, как не людям искусства, нужно найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра? Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства, , невозможно. Музыка в ракурсе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Но часто, чтобы научить слышать музыку и воспитать музыкальную культуру школьника, нужно на уроках музыки выходить за пределы самой музыки (в смежные виды искусства, историю, поэзию, литературу, жизненные ситуации и образы). Поэтому предмет «музыка» часто соприкасается со многими другими школьными предметами.
Интеграция различных по содержанию предметов, разных видов искусств является актуальным принципом в направлении всестороннего развития личности ребенка. Интеграция дает педагогу широкие возможности для создания благоприятных условий эффективного развития личности школьника с учетом его индивидуальных особенностей. Идея комплексного освоения искусства в настоящее время обретает особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Кроме этого, комплексное освоение искусства активизирует фантазию, воображение, артистичность, ассоциативное мышление. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.
Музыка воспитывает в детях духовно–нравственные ценности: уважение к людям, нравственные законы человеческого общения, любовь и уважение к родине
Новизна опыта кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию. Уроки музыки проводятся как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства.
.
Рассмотрим ряд учебных предметов, интегрирующихся с музыкой:
• литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора; выразительное чтение и выразительные средства в музыке);
• русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи, );
• математика (музыкальные длительности, метр, размер);
• хореография (импровизация под музыку, знание основных движений танца);
• история (история в песне, опере, кантате, история зарубежных стран);
• география (музыка моего народа, музыка народов мира);
• ознакомление с окружающим миром (произведения композиторов о временах года и явлениях природы);
• иностранный язык (музыка народов мира, стили и направления музыки);
• физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);
• изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись);
Наиболее ценными автор опыта считает уроки, где интегрируются несколько предметов.
4 класс, тема «БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА».
Музыка: слушание и анализ музыкальных произведений А.Бородина фрагмента Симфонии №2, М.Мусоргского «Богатырские ворота», Литература: анализ стихотворения «Спящая княжна», Былины.
Изобразительное искусство: демонстрация картин В.Васнецова «Богатыри», «Илья Муромец», Д.Хижняка «Добрыня Никитич», И. Глазунова «Два князя».
История: история жизни казахских батыров
Химия: биографические сведения об А.П. Бородине.
Разные по форме уроки: уроки-сказки, уроки-игры, уроки творчества, уроки-экскурсии, комбинированные уроки, так же включают межпредметные связи. Такие уроки выходят за рамки традиционных уроков. Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством как обучающихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъема детей, ситуаций успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
Для включения детей в активную практическую работу на уроке можно использовать творческие задания. Такие задания предполагают:
• углубление и обогащение восприятия;
• развитие мышления и воображения;
• выработку навыков художественного анализа в области искусства;
• активизацию самостоятельного творчества.
Рассмотрим подробнее типы этих заданий:
• сочинение мелодий к стихотворению;
• составление коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность («Сары арка» Курмангазы; стихотворение «Степь» К.Баянбаева; подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам;
• сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст («Горные вершины» А.Рубинштейна; и «Желсіз түнде жарық ай» Абая Кунанбаева , авторские обработки);
• передача настроения музыки на ассоциативной основе: рисование иллюстраций, пластическое интонирование, словесное рисование, мимические картины;
Применение информационно-коммуникационные технологии, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Использование межпредметных связей происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе. К основным внеклассным формам, направленным на духовно-нравственное развитие, относятся праздники, проводимые в школе: «Золотая осень» День учителя; литературно-музыкальные композиции «Поклонимся великим тем годам», «Афганистан в душе моей» ; школьные конкурсы , смотр строя и песни, тематические линейки, на которых ребята поют песни о Родине, о маме, о дружбе, о солдатах, о войне и победе. К формам, направленным на развитие интереса к двигательной деятельности, относятся музыкально-спортивные праздники в рамках Дней здоровья, которые готовятся совместно с учителями физкультуры.
Разработала: учитель начальных классов
Школы – лицея № 38 г. Семей
Борлукова А.Б.
2016 – 2017 год