Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старших классах. Учитель: Зверькова И.Г.
«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой , которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, ты помогаешь строить мир». Читая слова А. Сент – Экзюпери , задаюсь вопросом : «Готовы ли нынешние старшеклассники решать вопросы нравственного характера, которые ежедневно подбрасывает им жизнь?» Велика роль школьных уроков в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила их воздействия на формирование нравственных принципов подростка.
Нравственный час общения , на мой взгляд, требует хорошей подготовки к такому разговору. Ведь беседа, посвященная нравственным проблемам, должна готовить к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.
Цели уроков нравственности:1)просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;2)изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; 3)критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников; 4) развитие нравственных личностных качеств таких , как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Готовясь к такого рода разговору, стараюсь провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями ( дать им толкование) : свобода, добро, зло, ответственность , независимость, долг , честь, достоинство, обязанность , право, любовь, дружба, обязательность , открытость и т.д.
Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор будущей тематики уроков нравственности. Подготовка беседы должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:1) определение темы ( определив тему, прошу учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение. Безусловно , не все ребята класса начнут искать их в словаре, но те, которые смогут это сделать , должны стать помощниками);2) подбор материала( материалом для подготовки беседы может служить периодическая печать , события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественной литературы и художественных фильмов).
Разговор только тогда оставляет глубокий след в сердце ученика, когда мы способны вызвать раздумья о жизни, сделать психологически понятными поступки и мысли героев. Иными словами, нужно стремиться развивать у школьников активную работу мысли. Приведу несколько примеров.
В известных горьковских «Сказках об Италии» тема материнства зазвучала для них гордо и прекрасно: «Мать – творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении – значит говорить против нее…Мать всегда против смерти ; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна матерям…»Эти слова понятны старшеклассникам, они волнуют их, связывают с проблемами современного мира, которому грозят новые кровавые столкновения . И звучат как призыв беречь мир.
Большое значение придаю урокам – семинарам. Готовясь к ним, ученики выполняют групповые и индивидуальные задания, что помогает создать на уроке атмосферу обмена мнениями, выразить личностную оценку историко – литературного факта или художественного произведения. Так, к уроку – семинару «Нравственная связь времен» в разное время были предложены такие групповые задания.
Творчество М.Светлова. Какова история создания «Песни о Каховке»? В чем своеобразие «Гренады»?Как отразилось в этом стихотворении жизненное кредо М.Светлова? Раскройте интернациональный пафос стихотворения. Покажите глубокий гуманистический смысл стихотворения «Итальянец».
Поэзия К.Симонова. В каких стихах военного времени удалось поэту наиболее полно ,на ваш взгляд, передать «печаль большую» всей страны? Почему стихотворение «Жди меня» было таким популярным в годы Великой Отечественной войны? Какие стихи о любви вам больше всего нравятся? Как раскрывает поэт тему борьбы за мир? Верно ли, что определяющие мотивы поэзии К.Симонова это мужество, правда, тревога, добро?
Поэт Р.Рождественский. Какие этические вопросы волнуют поэта? Как раскрываются вечные проблемы жизни и смерти , войны и мира , подвига и памяти в поэмах «Реквием» и «Двести десять шагов»? Почему любимыми являлись многие песни на стихи Р.Рождественского ?Вызывают ли раздумья его стихи?
Работа над опережающими заданиями к этим урокам позволила выявить нравственную связь времен в поэзии М.Светлова, К.Симонова, Р.Рождественского, создать эмоциональную атмосферу, усиливающую нравственное воздействие поэтического слова.
В заключение урока – чтение фрагментов сочинения «Размышляя над строками стихов».
Изучение творчества С .А.Есенина превратилось на практике в шесть семинаров с различными темами: «Природа в стихах Есенина», «О братьях наших меньших», «Родина в дооктябрьской лирике поэта», «Родина в послеоктябрьский период творчества», «Тема будущего в поэзии С.Есенина», «Любовь в поэзии С.Есенина».
Бывает и такое, что беседа о нравственности проводится незапланированно , так как связана со сложившейся ситуацией в классе или школе .Главное, чтобы такая встреча не превратилась в назидание и чтение нотаций. Беседа о нравственности - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, беседы о нравственности нельзя проводить часто . В этом случае они перестают быть для ребят значимыми и интересными . Главное, чтобы они были заметным событием в жизни, вызывали желание размышлять, сопереживать, становиться лучше.