СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовное начала сказок Пушкина А.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовное начала сказок Пушкина А.С.»

Духовное начало сказок А.С.Пушкина Работу выполнили: Цыганов Архип Медведев Матвей 5 класс МБОУ Ломовская СОШ  Руководитель:  Мысягина С.Г.,  учитель русского языка  и литературы

Духовное начало сказок А.С.Пушкина

Работу выполнили:

Цыганов Архип

Медведев Матвей

5 класс

МБОУ Ломовская СОШ

Руководитель:

Мысягина С.Г.,

учитель русского языка

и литературы

 О Пушкин!  Над его строкою  Задумавшись в который раз, Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз.  Д.Кугультинов

О Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д.Кугультинов

Цель работы: методом анализа сказок выяснить, что составляет духовную основу сказок А.С.Пушкина ? Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: изучить сказки А.С. Пушкина; выяснить, какие элементы составляют духовное начало сказок ; провести анализ сказок . Методы исследования:  для решения поставленных задач в работе используется описательный метод( анализ, наблюдение, обобщение, классификация), беседы.  Объект исследования:  сказки А.С.Пушкина
  • Цель работы: методом анализа сказок выяснить, что составляет духовную основу сказок А.С.Пушкина ?
  • Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
  • изучить сказки А.С. Пушкина;
  • выяснить, какие элементы составляют духовное начало сказок ;
  • провести анализ сказок .
  • Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод( анализ, наблюдение, обобщение, классификация), беседы.
  • Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
Цветовая гамма сказок Частотность употребления слов со значением цвета выглядит следующим образом: всего слов со значением цвета – 92 , из них Золотой – 34 ( 36 %) Белый – 19 (20%) Красный – 15 (16%) Синий 13 ( 14 %) Зеленый 2 ( 2%) Черный – 6 (6%)

Цветовая гамма сказок

  • Частотность употребления слов со значением цвета выглядит следующим образом: всего слов со значением цвета – 92 , из них
  • Золотой – 34 ( 36 %)
  • Белый – 19 (20%)
  • Красный – 15 (16%)
  • Синий 13 ( 14 %)
  • Зеленый 2 ( 2%)
  • Черный – 6 (6%)
Золотой цвет Особой силой обладает золотой цвет (в тестах сказок он преобладает над остальными, являясь основным)

Золотой цвет

  • Особой силой обладает золотой цвет (в тестах сказок он преобладает над остальными, являясь основным)
«Сказка о царе Салтане». «Город новый, златоглавый . Пристань с крепкою заставой...» («Сказка о царе Салтане»)

«Сказка о царе Салтане».

  • «Город новый, златоглавый .
  • Пристань с крепкою заставой...»
  • («Сказка о царе Салтане»)
 «Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате…» «Сказки о рыбаке и рыбке». «На руках золотые перстни На ногах красные сапожки…»
  • «Видит, весь сияя в злате,
  • Царь Салтан сидит в палате…»
  • «Сказки о рыбаке и рыбке».
  • «На руках золотые перстни
  • На ногах красные сапожки…»
«Сказка о золотом петушке» «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой…»

«Сказка о золотом петушке»

  • «Петушок мой золотой
  • Будет верный сторож твой…»
«Сказка о мертвой царевне…» «И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит…»  « А глядела всё на яблоко Оно,  Соку спелого пол Так свежо и так душисто,  Так румяно – золотисто,  Будто мёдом налилось!    Видны семечки насквозь...»

«Сказка о мертвой царевне…»

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…»

« А глядела всё на яблоко

Оно,

Соку спелого пол

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь...»

Красный цвет «Входят семь богатырей,  Семь румяны х усачей…»  «Но царевна всех милее, Всех румяней и белее»  (Сказка о мертвой царевне)

Красный цвет

«Входят семь богатырей,

Семь румяны х усачей…»

«Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее»

(Сказка о мертвой царевне)

Красная девица «Здравствуй, красная девица ,- Говорит он, - будь царица….» ( Сказка о царе Салтане)  « Коли красная девица Будь нам милая сестрица…..»  (Сказка о мертвой царевне)  Отвечает месяц ясный: «Не видал я девы красной » (Сказка о мертвой царевне)

Красная девица

«Здравствуй, красная девица ,-

Говорит он, - будь царица….»

( Сказка о царе Салтане)

« Коли красная девица

Будь нам милая сестрица…..»

(Сказка о мертвой царевне)

Отвечает месяц ясный:

«Не видал я девы красной »

(Сказка о мертвой царевне)

  Красный цвет может нести в себе и значение лжи, несчастья, смерти:    «Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы ручки опустила, Плод румяный уронила…» (Сказка о мертвой царевне)  « Бродят кони их средь луга, По притоптанной траве, По кровавой мураве…» (Сказка о золотом петушке)  «Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил…» ( Сказка о царе Салтане)

Красный цвет может нести в себе и значение лжи, несчастья, смерти:

«Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы ручки опустила,

Плод румяный уронила…»

(Сказка о мертвой царевне)

« Бродят кони их средь луга,

По притоптанной траве,

По кровавой мураве…»

(Сказка о золотом петушке)

«Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил…»

( Сказка о царе Салтане)

Белый цвет «Правду молвить, молодица: Высока, стройна, бела И умом и всем взяла» «Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела Белолица , черноброва» «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее …»  (Сказка о мертвой царевне) Сияющий ( белый день, белая заря). Сравним и у Пушкина. «Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи»

Белый цвет

«Правду молвить, молодица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла»

«Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела

Белолица , черноброва»

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее …»

(Сказка о мертвой царевне)

Сияющий ( белый день, белая заря).

Сравним и у Пушкина.

«Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи»

 «Перед ним изба со светелкой,  С кирпичною, беленою трубою…» (Сказка о рыбаке и рыбке) «Глядь – поверх текучих вод  Лебедь белая плывет…» (Сказка о царе Салтане)

«Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою…»

(Сказка о рыбаке и рыбке)

«Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…»

(Сказка о царе Салтане)

Синий цвет «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море …» (Сказка о мертвой царевне)  «Князь у синя моря ходит,  С синя моря глаз не сводит…» (Сказка о царе Салтане) «В синем небе звезд блещут, В синем море волны хлещут…» (Сказка о царе Салтане)

Синий цвет

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море …»

(Сказка о мертвой царевне)

«Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит…»

(Сказка о царе Салтане)

«В синем небе звезд блещут,

В синем море волны хлещут…»

(Сказка о царе Салтане)

Цвет в иконописи

Цвет в иконописи

 Основные цвета Сказки: 1.Золотой 2.Белый 3.Красный 4.Синий Иконопись: 1.Золотой 2.Белый 3.Красный 4.Синий

Основные цвета

Сказки:

1.Золотой

2.Белый

3.Красный

4.Синий

Иконопись:

1.Золотой

2.Белый

3.Красный

4.Синий

Секрет «магических» чисел Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком»: «кто скорее из нас обежит около моря». «кто далее палку бросит».  « кто кобылу поднимет и дальше пронесет» (Сказка о попе и работнике его Балде) Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…» Сразу же в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:  «Они жили в ветхой землянке  Ровно тридцать лет и три года…» . Кроме того, читая дальше, мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей сказке, создаёт размеренный ритм повествования.

Секрет «магических» чисел

Три раза мерился силой

Балда с «посланным бесёнком»:

«кто скорее из нас обежит около моря».

«кто далее палку бросит».

« кто кобылу поднимет и дальше пронесет»

(Сказка о попе и работнике его Балде)

Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»

Сразу же в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…»

.

Кроме того, читая дальше, мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей сказке, создаёт размеренный ритм повествования.

Число «7» В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3». Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью  В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое

Число «7»

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое

Число «8» Число «8» является чётным. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.

Число «8»

Число «8» является

чётным. А у народа

есть суеверное

представление, что

чётное число связано

со смертью.

Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль не только о волшебстве , а об божественном и таинственном начале, а оно встречается в каждой сказке А.Пушкина несколько раз.
  • Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль не только о волшебстве , а об божественном и таинственном начале, а оно встречается в каждой сказке А.Пушкина несколько раз.
Сюжет сказок Каждая сказка А.Пушкина - это еще и определенный нравственный выбор , перед которым находятся главные герои . «Сказка о мертвой царевне …»- главная героиня молодая царевна воплощает в себе идеал женской красота , добра и благовоспитанности . Злая мачеха от зависти желает смерти близкому человеку. «Сказка о царе Салтане» - от зависти сестры хотят погубить жизнь младшей сестры и ее сына. «Сказка о рыбаке и рыбке» - жадность губит злую старуху. «Сказка о золотом петушке» - царь должен отвечать за свои слова . «Сказка о попе и работнике его Балде»- не надеется не «авось», а отвечать за слова и поступки.

Сюжет сказок

Каждая сказка А.Пушкина - это еще и определенный нравственный выбор , перед которым находятся главные герои .

«Сказка о мертвой царевне …»- главная героиня молодая царевна воплощает в себе идеал женской красота , добра и благовоспитанности . Злая мачеха от зависти желает смерти близкому человеку.

«Сказка о царе Салтане» - от зависти сестры хотят погубить жизнь младшей сестры и ее сына.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - жадность губит злую старуху.

«Сказка о золотом петушке» - царь должен отвечать за свои слова .

«Сказка о попе и работнике его Балде»- не надеется не «авось», а отвечать за слова и поступки.

Заключение Сказки А.С.Пушкина – это особый мир , без которого невозможно представить своё духовное развитие. Сказка является важнейшим средством формирования личности. Погружаясь в мир славных сказок А.С.Пушкина добрый человек поспешить делать добро , а злой задумается над тем , что он делает , и станет чуточку добрее и милосердечнее. Исследуемая тема актуальна потому , что творчество А.Пушкина остается современным для любого времени, так как в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты , человеческого счастья, смысла жизни .

Заключение

Сказки А.С.Пушкина – это особый мир , без которого невозможно представить своё духовное развитие. Сказка является важнейшим средством формирования личности. Погружаясь в мир славных сказок А.С.Пушкина добрый человек поспешить делать добро , а злой задумается над тем , что он делает , и станет чуточку добрее и милосердечнее.

Исследуемая тема актуальна потому , что творчество А.Пушкина остается современным для любого времени, так как в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты , человеческого счастья, смысла жизни .