СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовное самосовершенствование Пьера Безухова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Духовное самосовершенствование Пьера Безухова" - приложение к уроку литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Духовное самосовершенствование Пьера Безухова"»

Духовные искания Пьера Безухова  «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие - душевная подлость». Л.Толстой «Война и мир». Реж. и исп. роли Пьера – С.Бондарчук. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» Пьер Безухов

Духовные искания

Пьера Безухова

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие - душевная подлость».

Л.Толстой

«Война и мир». Реж. и исп. роли Пьера – С.Бондарчук.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» Пьер Безухов

Пьер в салоне Шерер. «… массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

Пьер

в салоне Шерер.

  • «… массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».
Выход в свет после  возвращения в Россию из-за границы Как Анна Павловна приветствовала Пьера в своем салоне?  «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. … в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить , она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома…»

Выход в свет после возвращения в Россию из-за границы

  • Как Анна Павловна приветствовала Пьера в своем салоне?

«Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. … в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить , она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома…»

 «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности …»

«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности …»

В начале романа перед нами предстает массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию , он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью. Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

В начале романа перед нами предстает массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию , он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.

Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который « велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона. Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который « велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона.

Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Дружба с Андреем Болконским.  «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...»

Дружба с Андреем Болконским.

«Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...»

В кругу аристократической молодёжи. Долохов слывет своей храбростью и хладнокровием. Он любит развлекаться, причем довольно жестоко. Во время одного из таких развлечений он лишился своего чина и стал солдатом. Анатоль Курагин – сын князя Василия Курагина. Анатоль – избалованный человек, искренне убежденный, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Живет беззаботно и легко. В самом начале Пьер попадает в общество Анатоля Курагина и Федора Долхова. («Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля» ). Эти люди – главные кутилы на весь Петербург . В этом обществе Пьер успевает пострадать, после чего отправляется в Москву, высланный из Петербурга. Он понимает, что это общество не для него.

В кругу аристократической молодёжи.

  • Долохов слывет своей храбростью и хладнокровием. Он любит развлекаться, причем довольно жестоко. Во время одного из таких развлечений он лишился своего чина и стал солдатом.
  • Анатоль Курагин – сын князя Василия Курагина. Анатоль – избалованный человек, искренне убежденный, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Живет беззаботно и легко.

В самом начале Пьер попадает в общество Анатоля Курагина и Федора Долхова. («Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля» ). Эти люди – главные кутилы на весь Петербург .

В этом обществе Пьер успевает пострадать, после чего отправляется в Москву, высланный из Петербурга. Он понимает, что это общество не для него.

мягкость искренность доброта Пьер Безухов детская наивность,  чистота безволие подверженность влиянию открытость склонность к духовным исканиям

мягкость

искренность

доброта

Пьер Безухов

детская

наивность,

чистота

безволие

подверженность

влиянию

открытость

склонность к

духовным исканиям

Соборование графа Безухова. Прощание Пьера с отцом. «Пьер встал, чтобы помочь слуге. В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение…»

Соборование графа Безухова. Прощание Пьера с отцом.

«Пьер встал, чтобы помочь слуге. В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение…»

«Пьер был у него (князя Василия Курагина) под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненною уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери».

«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым... Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем-то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица — деловые, родственники, знакомые — все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера».

Получение наследства  «Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. .. Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, всё будет хорошо, - и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее всё оставалось впереди».

Получение наследства

«Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. .. Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, всё будет хорошо, - и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее всё оставалось впереди».

«Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый…» «Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав: — Погодите, у меня есть на вас виды на этот вечер. — Она взглянула на Элен и улыбнулась ей».

«Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый…»

«Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав: — Погодите, у меня есть на вас виды на этот вечер. — Она взглянула на Элен и улыбнулась ей».

«Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась. «Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? — как будто сказала Элен. — Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому, и вам даже», — сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе».

«Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась. «Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? — как будто сказала Элен. — Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому, и вам даже», — сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе».

«Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли». «Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь».

«Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли».

«Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь».

Пьер и Элен Курагина «… он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».  «…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать её и уехать… каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на неё, что он не может и оторваться от неё, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу».

Пьер и Элен Курагина

«… он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».

«…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать её и уехать… каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на неё, что он не может и оторваться от неё, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу».

«…и смех, и кушанье — все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару — Пьера и Элен». «Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его».

«…и смех, и кушанье — все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару — Пьера и Элен».

«Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его».

«Так уж все кончено! — думал он. — И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого , так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» — думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его». «Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю её», — подумал Пьер. — Je vous aime! — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

«Так уж все кончено! — думал он. — И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого , так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» — думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его».

«Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю её», — подумал Пьер.

— Je vous aime! — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Дуэль с Долоховым (том 2, часть 1, гл 4-5) Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова.

Дуэль с Долоховым (том 2, часть 1, гл 4-5)

Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова.

Состояние дуэлянтов перед поединком Пьер «имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью» Долохов Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.

Состояние дуэлянтов перед поединком

Пьер

«имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью»

Долохов

Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.

Дуэль с Долоховым  «При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся. — Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морща сь.

Дуэль с Долоховым

  • «При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.

Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морща сь.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали» . Нерешительность персонажей передает и описание природы: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. Пьер абсолютно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления , едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха . Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе , о своей боли, а боится за мать , которой он причиняет страдания.

Семейная жизнь  (том 2 часть 1, гл. 6)  «Я спросил у неё однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».  Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...» — говорила она. Часто, глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил её . «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина , — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».

Семейная жизнь (том 2 часть 1, гл. 6)

«Я спросил у неё однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...» — говорила она. Часто, глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил её . «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина , — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».

— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто. — Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен... — Расстаться, вот чем испугали! Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. — Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в ней. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!» — таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты.

— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен... — Расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. — Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.

Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в ней. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!» — таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты.

Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях, совершает ошибки. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни .

Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях, совершает ошибки.

Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни .

Духовный кризис « Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“, которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь…Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор…и позор имени и честь — всё условно, всё независимо от меня». В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера? Начинается период отрицания прошлого, тоски и недоуме­ния перед противоречиями жизни. Толстой под­черкивает во внутренней речи героя его ощуще­ние абсурдности жизни, где все случайно и относительно, не связано во­едино . Правды нет ни в частной жизни, ни в истории . Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.

Духовный кризис

« Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“, которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь…Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор…и позор имени и честь — всё условно, всё независимо от меня».

В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера?

Начинается период отрицания прошлого, тоски и недоуме­ния перед противоречиями жизни. Толстой под­черкивает во внутренней речи героя его ощуще­ние абсурдности жизни, где все случайно и относительно, не связано во­едино . Правды нет ни в частной жизни, ни в истории . Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.

В Торжке  «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрёшь — всё кончится. Умрёшь, и всё узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно. «Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, — думал Пьер. — И зачем нужны ей эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги? Разве может что-нибудь в мире сделать её и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая все кончит и которая должна прийти нынче или завтра, — всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью».

В Торжке

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрёшь — всё кончится. Умрёшь, и всё узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.

«Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, — думал Пьер. — И зачем нужны ей эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги? Разве может что-нибудь в мире сделать её и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая все кончит и которая должна прийти нынче или завтра, — всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью».

— Я должен вам сказать, я не верю, не... верю в Бога, — с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. — Ежели бы его не было, мы бы с вами не говорили о нем. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? Кто его выдумал, ежели его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?.. О чем разговаривают Пьер и масон Осип Алексеевич Баздеев? Осип Алексеевич Баздеев — Он есть, но понять его трудно… — Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу все всемогущество, всю вечность, всю благость его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность? Как Пьер относился к этим словам масона?

— Я должен вам сказать, я не верю, не... верю в Бога, — с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.

— Ежели бы его не было, мы бы с вами не говорили о нем. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? Кто его выдумал, ежели его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?..

О чем разговаривают Пьер и масон Осип Алексеевич Баздеев?

Осип Алексеевич Баздеев

— Он есть, но понять его трудно…

— Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу все всемогущество, всю вечность, всю благость его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность?

Как Пьер относился к этим словам масона?

«Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами Глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». «— Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, — сказал он (масон). — Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу . — Да, да, это так! — радостно сказал Пьер».

«Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами Глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».

«— Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, — сказал он (масон). — Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу .

— Да, да, это так! — радостно сказал Пьер».

«Я ненавижу свою жизнь, — сморщась, проговорил Пьер». «— Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтобы вести распутную жизнь. Вот что вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога и что вы ненавидите Свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой!»

«Я ненавижу свою жизнь, — сморщась, проговорил Пьер».

«— Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтобы вести распутную жизнь. Вот что вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога и что вы ненавидите Свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой!»

С какими мыслями расстаётся Пьер с масоном? Как теперь изменились его взгляды? «Пьер смотрел на это строгое, неподвижное, старческое, почти мертвое лицо и беззвучно шевелил губами. Он хотел сказать: да, мерзкая, праздная, развратная жизнь, и не смел прерывать молчание». «— Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее и не хотел этого, — думал Пьер, — а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне ее». «Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтоб я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтоб я был; но я ни в ком никогда не находил помощи... Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня, и, может быть, я буду... — Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся». «… ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой», - сказал Баздеев.

С какими мыслями расстаётся Пьер с масоном?

Как теперь изменились его взгляды?

«Пьер смотрел на это строгое, неподвижное, старческое, почти мертвое лицо и беззвучно шевелил губами. Он хотел сказать: да, мерзкая, праздная, развратная жизнь, и не смел прерывать молчание».

«— Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее и не хотел этого, — думал Пьер, — а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне ее».

«Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтоб я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтоб я был; но я ни в ком никогда не находил помощи... Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня, и, может быть, я буду... — Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся».

«… ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой», - сказал Баздеев.

Масоны привлекли Пьера своей твердой верой, прежде всего ве­рой в необходимость нравствен­ного «очищения» мира и человека, в потребность человека в лич­ном совершенствова­нии. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя дове­сти до высшей степени совершенства», что значит — жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погу­бил свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтоб об­легчить участь крестьян .

Масоны привлекли Пьера своей твердой верой, прежде всего ве­рой в необходимость нравствен­ного «очищения» мира и человека, в потребность человека в лич­ном совершенствова­нии. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя дове­сти до высшей степени совершенства», что значит — жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погу­бил свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтоб об­легчить участь крестьян .

Преобразования в имениях.  «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!» «Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».

Преобразования в имениях.

«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!»

«Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».

В Богучарове. Разговор Андрея и Пьера на пароме.  «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».

В Богучарове.

Разговор Андрея и Пьера на пароме.

«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».

Разочарование в масонстве Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из -под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

Разочарование в масонстве

Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из -под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

 «К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена…  Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.  К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о её содержании и значении…  К четвёртому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе».

«К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена…

Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.

К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о её содержании и значении…

К четвёртому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе».

Подготовиться к работе по теме: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болкон­ских и семья-имитация Кураги­ных.

Курагины и их борьба за наследство Безухова. Как по кон­трасту с переживаниями Пьера у постели умирающего гра­фа Безухова раскрывается алчность Курагиных и их окруже­ния (том I , часть I , главы XVIII , XXI )?

Браки по расчету в клане Курагиных. К каким ухищрениям прибегает Василий Курагин, что­бы устроить судьбу сына и дочери (том I , часть III , главы I , III )?

Элен и Анатоль Курагины. Каковы их семейные черты? Каким спо­собом подчеркивает Толстой безжизненность, механистичность, неестественность, развращенность натуры героев (том I , часть III , главы I , III ; том II , часть V , главы VIII — XVI )?

Дом Болконских. «Безлюбовная» ли это семья? Что лежит в основе отношений меж­ду ее членами? Обратитесь к анализу образа старого князя и его представлений о роли семьи (том I , часть I , глава XXII ; часть III , главы III — IV ; том II , часть V , главы II , VII ).

Любовь и поэзия в доме Ростовых. Как это проявляется в эпизодах именин Наташи, пе¬ния в семье, вечеров в доме дядюшки и других (том I, часть I, главы VII, IX, XVII; том II, часть I, главы XI, XV)?

 

Чувства к Наташе Ростовой

Чувства к Наташе Ростовой

— … считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, — вспомните обо мне. .. Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... — … Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением. — Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

— … считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, — вспомните обо мне. .. Я счастлив буду, ежели в состоянии буду...

— … Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением.

— Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

Начало Отечественной войны и решение Пьера  «Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами….Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и всё твердил: — И жизнь и имущество возьми, ваше величество!  Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что всё ему нипочём и что он всем готов жертвовать….Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдаёт тысячу человек и их содержание».

Начало Отечественной войны и решение Пьера

«Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами….Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и всё твердил:

— И жизнь и имущество возьми, ваше величество!

Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что всё ему нипочём и что он всем готов жертвовать….Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдаёт тысячу человек и их содержание».

 «Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчёта, да и её старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчёта, да и её старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

Прочитайте главы романа и ответьте на вопросы письменно: 6) Пьер -  свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III , часть II , главы XXX — XXXII ). 7) Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III , часть III , глава IX )? 8) Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV , часть I , гла­вы IX — XIII , часть II , главы XI — XII ; часть III , главы XII — XV )?

Прочитайте главы романа и ответьте на вопросы письменно:

6) Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III , часть II , главы XXX XXXII ).

7) Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III , часть III , глава IX )?

8) Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV , часть I , гла­вы IX XIII , часть II , главы XI XII ; часть III , главы XII XV )?

На Можайской дороге

На Можайской дороге

"Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!" -- думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.

«Мысль народная»  «Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

«Мысль народная»

«Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

Пьер на Бородинском сражении  «Мысль народная»  «Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище.

Пьер на Бородинском сражении «Мысль народная»

«Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. "Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой».

 Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

В кругу солдат

В кругу солдат

"Слава богу, что этого нет больше, - подумал Пьер, опять закрываясь с головой. - О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они... они все время, до конца были тверды, спокойны...- подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.

"Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

В оставленной Москве

В оставленной Москве

мягкость твёрдость искренность доброта детская наивность,  чистота Пьер Безухов безволие воля открытость независимость подверженность влиянию склонность к духовным исканиям  решительность патриотизм независимость

мягкость

твёрдость

искренность

доброта

детская

наивность,

чистота

Пьер Безухов

безволие

воля

открытость

независимость

подверженность

влиянию

склонность к

духовным исканиям

решительность

патриотизм

независимость

Плен  «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его».

Плен

«Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его».

Духовный кризис после расстрела пленных  «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Духовный кризис после расстрела пленных

«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Пьер и Платон Каратаев («мысль народная») Рис.худ А.Николаева

Пьер и Платон Каратаев («мысль народная»)

Рис.худ А.Николаева

Прозрения и перерождение Пьера в плену

Прозрения и перерождение Пьера в плену

Новая философия жизни  «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».  «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.  «В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Новая философия жизни

«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.

«В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Возвращение домой

Возвращение домой

Отец семейства, будущий декабрист В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в

Отец семейства, будущий декабрист

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Выводы  Жизнь Пьера – путь прозрения и обретения высоких истин через испытание обманом, страданиями, лишениями, смертью.  Обретения Пьера – самоценность жизни в её радости и страдании, слияние с общенародной судьбой

Выводы

Жизнь Пьера – путь прозрения и обретения высоких истин через испытание обманом, страданиями, лишениями, смертью.

Обретения Пьера – самоценность жизни в её радости и страдании, слияние с общенародной судьбой

1 ) Пьер в салоне Шерер. Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Напо­леоне (том I , часть I , главы III — V ) ? 2) Пьер и Элен. Каким образом состоялась же­нитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III , глава II )? 3) Ду­эль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II , часть I , главы IV — VI ) ? 4) Пьер в Торжке. В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера (том II , часть II , главы I — II )? 5) Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Анд­рею (том II , часть II , главы XI — XII )? 6) Пьер -  свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III , часть II , главы XXX — XXXII ). 7) Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III , часть III , глава IX )? 8) Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV , часть I , гла­вы IX — XIII , часть II , главы XI — XII ; часть III , главы XII — XV )?

1 ) Пьер в салоне Шерер. Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Напо­леоне (том I , часть I , главы III V ) ?

2) Пьер и Элен. Каким образом состоялась же­нитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III , глава II )?

3) Ду­эль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II , часть I , главы IV VI ) ?

4) Пьер в Торжке. В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера (том II , часть II , главы I II )?

5) Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Анд­рею (том II , часть II , главы XI XII )?

6) Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III , часть II , главы XXX XXXII ).

7) Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III , часть III , глава IX )?

8) Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV , часть I , гла­вы IX XIII , часть II , главы XI XII ; часть III , главы XII XV )?