СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дума К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока по теме.

Просмотр содержимого документа
«Дума К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"»

Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

  1. Составление плана биографической статьи. Стр.85-86.

  2. Работа с определением «дума», выписать в тетрадь.

Кто такой Ермак? Краткая историческая справка.

Ермак совершил свой знаменитый  поход в годы царствования И. Грозного.



  1. Чтение думы.

  2. Вопросы для анализа:

  • Определить тему и основную мысль

Тема- историческое событие, смерть Ермака.

Основная мысль - жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.

  • Выберите  из текста цитаты, показывающие картины природы.

  • 2. Какие средства выразительности использует автор?

  • 3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?

  • 4. Какой стилистический приём использует?

  • 4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?

  • Как рефрен (повтор) звучат слова «Ревела буря, …»3 раза встречаются в тексте. Этим автор говорит о той трагедии, которая произошла на берегу Иртыша.

  • Антитеза.

  • 1строфа: разбушевавшаяся стихия: буря, дождь не льёт, а шумит, ночь не просто черна, а настоящий мрак. Образ Иртыша страшен и воинственен (Иртыш кипел в крутых брегах, вздымалися седые волны). Автор показывает картину бури, прибегая к олицетворению,  эпитетам, аллитерации (звук р), чтобы сказать о чём- то тревожном, беспокойном.

  • 2строфа: Тишина. Спящий стан казаков.

  • Такое противопоставление готовит читателя к трагическим событиям.

  • Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

  • В последней строфе видим, что природа успокаивается.  Смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа.

  • Выберите  из текста цитаты, показывающие образы героев

  • 2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?

  • 3. Кто ему противопоставлен?

  • На береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

  • Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря  хан  Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно  как тать (вор) подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей». Низкий и подлый человек нападает исподтишка.


  • Какой эпизод из думы изобразил художник Б Дехтерёв? (В учебнике )

  • Ермак борется с бурными волнами Иртыша:

  • Иртыш волнуется сильней-

  • Ермак все силы напрягает,

  • И мощною рукой своей

  • Валы седые рассекает…

  • Перечитайте сцену гибели героя.

  • -Что считает причиной гибели Ермака автор?

  • «Тяжёлый панцирь - дар царя»

  • -Вспомните политические взгляды Рылеева.

  • У автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

  • Он променял свою свободу и стал верно служить царю. Во всяком случае об этом говорит дума.  Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же.

  •  Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели.

  • - Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

  • «Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьбы автора и его героя cхожи.

  • Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит?

  • «И мы – не праздно в мире жили!»

  • В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

  • - Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

  • Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

  1. Итог урока, дз.