Перед началом занятия необходимо убрать парты, стулья поставить полукругом.
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задача этапа. УУД |
Погружение в атмосферу занятия 3 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Наталия Викторовна и сегодня я проведу у вас занятие. Скажите, как я поприветствовала вас? А вы меня? Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга не совсем обычным образом. Встаньте. После моей команды вы начнёте ходить по классу встречаясь друг с другом. При встрече вы должны здороваться, используя для этого только ваши руки, не говоря ни слова. Кому непонятно? Начали. - Молодцы, с этим заданием вы справились. Усложню его. Теперь вы здороваетесь с помощью ваших глаз и улыбок. Приготовились. Начали. - Поднимите руку, кто понял, что с ним поздоровались, хотя и не услышал привычного «привет»? А как вы поняли, что с вами поздоровались? Поднимите руку те, кому понравилось здороваться без слов больше, чем так как вы привыкли? Посмотрите, друг на друга, всем понравился такой способ приветствовать товарищей, поэтому не забывайте про него, когда снова встретитесь. | ПО: Словами ПО: Встали в знак уважения Дети передвигаются по периметру рабочего пространства. Встречаясь с товарищами, здороваются указанным образом. | Установить благоприятный эмоциональный настрой на занятия Личностные: нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор) Регулятивные: принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу |
Мотивирование к учебной деятельности 3 мин | - Сегодня мы начнём и закончим наше занятие сюрпризами. И первый из них, приготовила ваш одноклассник. -По вашим громким и дружным аплодисментам я могу сделать вывод о том, что вам понравилось выступление. Объясните почему? - Действительно, (имя ребёнка), готовился, старался доставить вам радость. Он вложил в это произведение душу. Покажите, кто согласен со моими словами? Но если вы со мною согласны, объясните, как это «вложить душу»? - А что такое душа? - Существует легенда о двух врачах. Один из них однажды сказал: «Я много лет оперировал людей. Я видел все их органы, но никогда не видел душу. Значит, её нет?» Второй врач не согласился с ним, утверждая, что душа есть. С каким врачом согласны вы? Докажите свою точку зрения. - Я думаю, вы бы убедили первого врача, в том, что душа всё-таки есть в человеке. Ну а в том споре второй врач сказал так: «Я тоже много лет оперировал людей. Я видел мозг человека, но не увидел в нём ум. То есть по твоим словам получается, что ума тоже нет?» И первый врач сразу согласился со своим другом. - Именно душа может дарить радость окружающим. Сегодня душа вашего одноклассника уже подарила вам хорошее настроение. Поднимите руку те, кто хочет также осчастливить другого. Хорошо, значит, сегодня мы разберёмся, как же сделать так, чтобы ваша душа также могла подарить радость окружающим. | Мальчик исполняет композицию на баритоне В конце дети аплодируют Объясняют Показывают знак согласия ПО: Очень постараться, сделать так, чтобы другим понравилось Высказывают предположения Высказывают своё мнение | Установление связи между познавательными потребностями и учебной деятельностью. Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Регулятивные: преодоление импульсивности. Коммуникативные: Осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем. Познавательные: построение логической цепи рассуждения. |
Целеполагание 1 мин | -Покажите, где в человеке живёт душа? - Перед вами большое сердце вашего класса, но пока что в нём пусто, пока что в нём не поселилась душа. Её кусочки вы сможете заработать выполняя мои несложные задания. Приготовьтесь к увлекательному путешествию. Мы начинаем! | Показывают место в районе сердца | Определение учебной цели и задач Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях) Познавательные: формулирование проблемы |
Упражнение №1 «Вырасти цветок» 5 мин | - Я вижу одному из ваших товарищей сегодня немножко скучно. Нужно это исправить. (приглашаю одного из учащихся к доске) Паша сейчас превратиться в волшебный цветок, присядь вот так (показываю). Волшебность этого цветка в том, что он расцветает только от доброты. Как можно выразить доброту? Кто хочет попробовать выразить свою доброту? Паша, твои руки – это лепестки, туловище стебель, а голова – цветок. Если тебе понравится то, что сделает твой одноклассник, ты можешь слегка распуститься. Ребята, если вы постараетесь, наш волшебный цветок обязательно расцветёт. - Паша, тебе понравилось быть цветком? Какие чувства ты испытывал? - Скажите, что помогло нашим волшебным цветам распуститься? Доброта – это первый кусочек души. (прикрепляю на сердце) | Ребёнок выходит к доске Мальчик садится на корточки обхватывая колени руками, опуская голову ПО: Добрыми словами. Н-р, мы тебя любим, ты нам нужен, ты хороший, с тобой интересно. Можно погладить, обнять или пожать руку Один из учеников подходит к Паше Дети по очереди подходят к однокласснику и пытаются сделать так, чтобы ему стало приятно. Учащийся реагирует на действия одноклассников. Упражнение прекращается когда ребёнок выпрямится и вытянет руки в стороны или вверх. Ребёнок рассказывает о чувствах ПО: доброта | Преодоление скованности, повышение доверия среди участников занятия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательны: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Упражнение №2 «Сложный выбор» 5 мин | - На самом деле, каждый из вас - это цветок. Среди вас есть розы. Это те, кто любит заботу, в их сердцах живет любовь ко всему живому, это страстные, чувственные натуры. (вывешиваю на доске изображение розы). Также среди вас есть ландыши, скромные, расцветающие ранней весной, натуры неприхотливые, но творческие и поэтому счастливые. (изображение ландыша) Остальные – это лилии. Они являются символом юности, такие же красивые, стремящиеся быстро всё познать, любящие свободу и независимость (изображении лилии). - Сейчас я предлагаю вам решить, каким цветком вы являетесь. Справа построятся розы, слева ландыши, а передо мною лилии. Теперь каждая группа соберется вместе и мы продолжим наше изучение души. - У меня для вас есть сюрприз – вот эти конфеты. На подносе 3 конфеты. Первая конфета в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Представителю от группы предлагается выбрать 1 конфету, вернуться к своей группе и развернуть её. В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина конфеты. В тетрадный лист завернута целая большая конфета. – Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад? – Что почувствовали после? – Чему научило это упражнение? – Что вы поняли? - Действительно, не всегда то, как выглядит человек может вам рассказать о том, какой он на самом деле. Поэтому к окружающим нужно присматриваться, наблюдать. Какое качество нам в этом поможет? - Это второй кусочек нашей души. | Делятся на 3 группы Выбирают конфету, уходят к группе. Разворачивают - Рассказывают о своих чувствах ПО: Внешность может быть обманчива ПО: внимательность | Самоанализ, выделение своих отличительных сторон, преодоление спонтанности, необдуманности работы Личностные: самооценка, идентичность. Регулятивные: преодоление импульсивности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование |
Упражнение №3 «Ваше отношение» 3 мин | - А сейчас следующий сюрприз. Ваша одноклассница исполнит для вас песню. - (Имя девочки), скажи, тебе было приятно, когда тебя слушали? Можно сказать, что твои одноклассники к тебе относились уважительно? Значит какое качество может мы добавим в нашу душу? | Девочка поёт ПО: Да. ПО: Уважение | Развитие доброго уважительного отношения к одноклассникам Регулятивные: развитие произвольности |
Физминутка Упражнение №4 «Пойми другого» 5 мин | - А теперь я предлагаю вам встать. Проверим, как быстро вы умеете договариваться. Разбейтесь на группы по двое. По трое. По четверо. По шестеро. По пятеро. В группах по 9 человек. По … (сколько в классе человек – дети становятся вместе). По двое. - Какое качество помогло вам договориться, понять другого? Это ещё один кусочек нашей души. | Расходятся, образуя группы необходимой численности ПО: взаимопонимание | Развитие моторики. Снятие напряжения. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Регулятивные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Упражнение №5 «Ты дрозд…» 2 мин | - Мы остаёмся в парах. И теперь я предлагаю вам немного порадовать того, кто стоит перед вами. Повторяйте за мной (игра ты дрозд – я дрозд) В последней строчке, которую вы повторяли, когда обнимались, скрыта ещё одна часть души. Кто догадался, какая? Закрепляю кусочек на доске | Повторяют за учителем слова и движения: Ты дрозд (указывают пальцем на товарища), И я дрозд (указывают пальцем на себя). У тебя нас (на нос товарища), И у меня нос (на свой). У тебя щёчки алые (на щёки товарища), И у меня щёчки алые (на свои). Мы с тобой два друга (Рукопожатие) Мы очень любим друг друга (обнимаются) ПО: Любовь | Снятие напряжение, повышение сплочённости коллектива, улучшение эмоционального фона занятия Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность |
Релаксационная пауза «Путешествие в волшебную страну» 5 мин | А теперь следующий сюрприз – мы с вами сейчас же перенесёмся в волшебное место – в чудесный лес около горного ручья. Для этого вы должны снова сесть в полукруг и закрыть глаза. Релаксационная пауза с элементами аутогенной тренировки. Направленное воображение *Встретить «возвратившихся в реальность» большим количеством мыльных пузырей -Только спокойный человек может совершать хорошие поступки и помогать людям. Какое качество добавим в душу? Закрепляю кусочек на доске | Садятся на свои места. Занимают удобное положение. Закрывают глаза. ПО: спокойствие | Снятие напряжения, тревожности; самоанализ. Профилактика психоневрологических заболеваний. Регулятивные: развитие произвольности |
Упражнение №6 «Не говоря ни слова» 4 мин | - Как видите, нам осталось найти последний кусочек. Сейчас вас ждёт самое сложное задание. Каждый из вас получит фломастер. Теперь вам нужно стать в круг. А теперь внимание задание. Вам нужно стать держа фломастеры вот таким образом. (показываю) Повторяю, это самое сложное задание – справитесь – получите самый важный кусочек нашей души. Приготовились. Начинайте. - Расскажите, как вы справлялись с трудностями. Вы настоящие молодцы – терпеливо помогали товарищам, сразу видно: вы – одна команда. Какое качество добавим в душу? | Дети выстраиваются в круг, держа со своими соседями фломастеры указательными пальцами обеих рук. Усложнённый вариант: став таким образом, как говорилось выше, учащиеся должны сделать круг или присесть и встать, не уронив ни одного фломастера ПО: Терпение | Повышение сплочённости коллектива, эмоциональная разрядка. Регулятивные: формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности, умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи |
Подведение итогов 1 мин | - Поздравляю! Все кусочки на своих местах. Посмотрите, каким цветным стало сердце вашего класса – всё это потому что в нём поселилась душа. | | Систематизация полученной информации. Личностные: самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми). Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности Познавательные: умение структурировать знание |
Рефлексия 5 мин | В начале занятия многие из вас хотели с помощью своей души другим радость, как это сделала ваша одноклассница. Сейчас у каждого из вас в руках кусочек пластилина. Сделайте из него сердечко, какое получится. Это ваше сердце, в котором прячется ваша душа. Послушайте историю об удивительном человек и его сердце, чтобы понять, что же делает наше сердце красивым. В одной волшебной стране люди могли видеть сердца друг друга. и жил в этой стране юноша, у которого было необыкновенно красивое сердце и все восхищались им. И вот однажды это юноша встретил старика и, увидев его сердце ужаснулся: - О, бедный старик, как же ты живёшь с таким ужасным сердцем? – воскликнул юноша. Старик улыбнулся и сказал: - Ты не прав, моё сердце намного прекраснее и красивее твоего. А надо сказать, что сердце старика и правда выглядело не очень привлекательно: оно состояло из разных кусочков кое-как прилаженных друг к другу, где-то кусочки и вовсе отсутствовали. - Моё сердце, - продолжил старик, - состоит из кусочков. Эти кусочки я получал взамен, когда отдавал кому-то своё сердце. Каждая частичка – это часть сердца близкого мне человека. - Но откуда же тогда в нём дыры? - Иногда, отдавая кусочек своего сердца, я не получал ничего, - грустно улыбнулся старик. И в этот момент юноша действительно понял, что сердце старика прекрасно. И с тех пор перестал жалеть своё для людей. - Сейчас у вас есть возможность, также как этот старик отдать свой кусочек сердца тому, кто сегодня вам помог, тому, кому вы хотите доставить радость, и может быть, от него вы тоже получите кусочек его сердца. Через пару минут мы увидим, как изменились ваши сердца. - Посмотрите, какими разноцветными и красивыми стали ваши сердечки. Гордитесь ими. Вы не жалели своей души для другого и подарили ему радость и счастье. Посмотрите на улыбки ваших одноклассников! Ваша душа научилась сегодня дарить радость другому? А всё это потому, что вы проявили себя настоящей дружной командой, которая делится друг с другом самым ценным и ничего не пожалеет для тех, кто рядом. Вы не побоялись поделиться своим сердцем с другими и поэтому сейчас я хочу поделиться с вами своим сердцем (раздаю шоколадные сердечки) | Лепят сердечки Обмениваются кусочками сердечек | Осознание влияния своей деятельности на общую работу, определение уровня собственной включённости в учебный процесс. Формирование адекватной самооценки Личностные: нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор) Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Завершение занятия 3 мин | - И последний сюрприз хочу подарить вам я. - Наше занятия окончено. Спасибо за внимание. | Смотрят песочное шоу | Сохранение положительного эмоционального настроя, повышение интереса к учебной деятельности |