Открытый классный час на тему
«Душу дома –маму берегите»

Провела: учитель русского языка
и литературы
Чамсулвараева Р.Ч.
Избербаш 2019 г.
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«ДУШУ ДОМА – МАМУ БЕРЕГИТЕ!»
Эпиграф:
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги…
Душу дома, маму, береги ты,
Слышишь, сын мой, маму береги!
(Р.Гамзатов)
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!
С какого произведения эти строки? Кому они принадлежат?(Р.Гамзатов "Берегите матерей")
Добрый день, ребята и уважаемые гости нашего урока.
Стихотворение, которым я открыла нашу встречу, не просто отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», это достойнейший гимн всем мамам нашей планеты!
Ведущий 1
Многим своим успехам обязан Расул своему отцу. Поэту было всего 28 лет, когда отца не стало. Лишь спустя несколько десятилетий в поэме «Берегите матерей» он расскажет о последнем свидании с отцом и его завещании:
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги…
Душу дома, маму, береги ты,
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек. Отца не стало…
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло: - Маму береги!
УЧИТЕЛЬ:
Последние слова отца да и любого уходящего из жизни человека всегда сокровенны, святы, но эти слова о матери, о начале всей жизни человеческого рода, особенно справедливы.
Именно последний наказ отца сыну служит эпиграфом к нашему уроку
Какие слова! В них всё: и невыносимая боль утраты, и безграничная любовь к близким…
Давайте глубже проникнем в мысли и чувств, выраженные автором.
Чтение стихотворения детьми «По-русски мама… (ЧТЕЦ 1)
По-русски - "мама", по-грузински - "нана",
А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня".
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски - "мама", по-грузински - "нана"
И по-аварски – ласково "баба".
Ведущий 2:
Пригласили в гости к нам
Мы любимых наших мам.
Обещаем, обещаем,
Здесь не будет скучно Вам!
ЧТЕЦ 2:
Всё готово к празднику.
Так чего мы ждём?
Праздник наш начнём.
ЧТЕЦ 3:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете!
Бывает, что мы и не слушаем мам,
Но мамы нас учат хорошим делам.
ЧТЕЦ 4:
Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете!
Только мама одна на свете!
Сегодня мы отмеча
Ведущий 1:
ем замечательный праздник - День матери.
Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность.
Ведущий 2:
День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ - образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет, и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
ЧТЕЦ 5:
Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.
Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.
Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле.
Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит.
В Германии, о дне матери можно прочитать в энциклопедиях, что "этот праздник в честь Кибеле, великой матери богов, проводился в мартовские Иды по всей Малой Азии". Великий немецкий поэт Гете писал, что "от отца он имеет телосложение и серьезное отношение к жизни, а от мамочки он получил радостное восприятие жизни и настроение что-либо сочинять". Поэтому в день матери на улицах городов Германии можно увидеть гораздо больше цветов, чем в день Святого Валентина.
ЧТЕЦ 2::
Без сна ночей твоих прошло немало,
Забот, тревог за нас не перечесть,
Земной поклон тебе, родная мама
За то, что ты на белом свете есть.
Когда ты с нами рядом,
Проблем как будто нет -
Ободришь теплым взглядом
И нужный дашь совет.
Заботу человечных
И терпеливых рук
Сын (дочь) ценит бесконечно,
И обожает внук.
Мы все тебе желаем
Жить долго, не стареть
И, бодрость сохраняя,
О прошлом не жалеть!
ЧТЕЦ 6:
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.
Всему есть время, но, пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.
чтец 7:
Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать
Притча о рождении ангела
ПЕСНЯ О МАТЕРИ ( КЛИП)
Сценка “Праздник каждый день” Сцена первая
Мама ходит по дому, прибирает игрушки и говорит
Что же это такое?
Здесь такой кавардак!
Хоть минуту покоя
Не дадут мне никак!
Я бельё постирала,
И сварила обед.
Я так сильно устала,
Но покоя мне нет.
Устала, пойду, первый раз в жизни прилягу, пока дети из школы не пришли. А здесь потом уберусь сама.
Сцена вторая
Приходит сын из школы, весь взмыленный, на ходу поёт на мотив “Бременские музыканты”
Ничего на свете лучше нету
Чем гонять футбол хоть до рассвета.
И в хоккей сражаться до упаду
Только это мне для счастья надо
ля- ля- ля-
Сын: Мама, я пришёл! Мама, я опять забыл купить хлеб. Мам, я есть хочу! (заглядывает в комнату) Спит… (удивлённо) Странно… Ну, ладно, пока спит, сгоняю за хлебом (поёт) Ля-ля-ля
Сцена третья
Из школы приходит дочь. Поёт (на мотив “У неё глаза…” гр. “Премьер-министр”)
Мой сосед не спит, не ест -
Про меня лишь говорит.
Говорит, что нет прекраснее,
Ладнее девушки, что с ним сидит
Посмотрите не спеша,
Разве я не хороша?
Про себя отмечу…. да!
Припев:
У меня глаза – два брильянта в три карата,
Локоны мои - сходят все с ума ребята.
Губки у меня – створки две ворота рая,
И вообще, я вся, вся такая - растакая!
Дочь: Мама! (хнычет) Мамочка, я ужасно устала и замёрзла, сними с меня сапоги! Мама! У меня красивые ногти! Мам! (снимает обувь, заглядывает в комнату) Ты что – спишь? (недоумённо) Ничего не понимаю!
Сцена четвёртая
Появляется сын с хлебом, напевая песенку.
Дочь: Тише ты! Маму разбудишь!
Сын: Как?... Она ещё спит? Ну, ничего себе! Её надо срочно разбудить! я ведь есть хочу!
Дочь: Да я уже пробовала, ничего не получается.
Сын: Тогда ты корми меня, видишь я голодный!
Дочь: Ещё чего! У меня ногти красивые! Я устала…
Сын: А я, думаешь, не устал? Между прочим, я в спортивной школе учусь!
Дочь: Ну и что! А я в музыкальной.
Сын: Да, ладно! Ну и что теперь нам делать? Может врача вызвать? вдруг мама заболела? (испуганно) Вдруг у неё это… летаргический сон?
Дочь: Что?
Сын: Ну, это когда спят целый год…. Ужас! Может папе на работу позвонить?
Дочь: Нет, не надо врача, и папу не стоит беспокоить. Наша мама здорова. Она просто устала. Крутиться одна как белка в колесе целый день, и от нас помощи никакой! Вот организм и не выдержал! Бедненькая!
Пауза.
Сын: Придумал! Давай сами приберём здесь всё, а мама проснётся и обрадуется. Вот здорово я придумал!
Дочь: Ты прав! Замучили мы нашу бедненькую мамочку. Посмотри, какая она уставшая. А я раньше этого даже и замечала. Всё! С этого дня начинаем маме помогать!
Сын: Классно!
Сын и дочь поют песню на мотив “Песенка водовоза”
Дочь:
Маму надо уважать
Маме надо помогать
Ничего не говори
Здесь убери, там не сори.
Сын:
Я открою вам секрет
Лучше мамы нашей нет
Ничего не говори
Здесь убери, там не сори.
Дочь: Я буду гладить бельё!
Сын: Так ведь ты не умеешь!
Дочь: Ничего научусь!
Сын: А я тогда буду мусор выносить! Вот!
Дочь: Врёшь!
Сын: Да чтоб мне лопнуть на этом месте! По рукам?
Дочь: По рукам! Договорились!
Сцена пятая.
Просыпается мама. Дети радостно бегут к ней, обнимают её и целуют.
Сын: Мама!
Дочь: Мамочка!
Мама: (удивлённо) Как здесь чисто! Ай, да, молодцы! Разве сегодня какой-то праздник?
Дочь: Нет, мамуля! Но с этого дня мы будем тебе помогать!
Сын: Ага!
Мама: А что так вдруг?
Дочь: Просто мы поняли одну простую истину. Любить – это значит, оберегать, заботься, помогать и поддерживать друг друга.
Сын: Всегда! Правильно, мама?
Мама: Правильно дети!
ПЕСНЯ "МАМУЛЯ МОЯ" (ИСП.девочки)
УЧИТЕЛЬ: МАМА,КАКАЯ ОНА?
На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на нескольких из них, на мой взгляд, самых ярких. Ваша задача,узнать чей ребенок так описывает свою маму?
( зачитываю сочинения учащихся о мамах)
Чтец 1:
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.
Чтец 2:
Птенчик дрогнул, заметался,
Гибель так недалека.
Кот сурово изгибался,
Примеряясь для прыжка.
Чтец 3:
Вдруг спасительница мама,
Что-то пискнув на лету,
Опустилась вниз и прямо
Смело ринулась к коту.
Чтец 4:
Грозно перья распушила
И в один присест потом
(Показалось то иль было?)
Злого вора проглотила
Вместе с шерстью и хвостом.
Чтец 5:
Впрочем, как тут усомниться?!
Даже тигров побеждать,
Я уверен, может птица,
Если эта птица — мать!
Чтец 6:
Вот ты снова налегке
Мчишься к дому с горки,
Потому что в дневнике
В этот день пятерки.
У тебя веселый взгляд,
И глядишь ты прямо, -
Кто с тобою вместе рад?
Ну, конечно, мама!
Чтец 7:
Если ты попал в беду
Или с кем подрался,
Или мечешься в бреду-
Взял и расхворался,
Кто поможет и спасет,
Успокоит лаской,
Слезы горькие утрет
И расскажет сказку?
Кто порой не спит ночей?
Ну, конечно, мама!
...За окошком крик грачей,
Выставлена рама....
Частушки:
САКИНАТ:
Почему у нашей мамы
Рук так очень мало?
Ей хоть парочку ещё,
Чтоб всюду поспевала!
ЯХЬЯ:
Чтобы маму на работу
Злой будильник не будил,
Я ему сегодня на ночь
Три детальки отвинтил.
ГАСАН:
Вот решил, что я на праздник
Милой маме сделаю –
Очень я послушным стану
На неделю целую!
АИДА:
Очень мамочку люблю!
Заявляю прямо.
В небе новую звезду
Назову я "Мама"!
МАРИЯМ:
Мамин гнев, как первый снег,
Быстро-быстро тает,
Нас за шалости она
Сто раз в день прощает.
ШУТОЧНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ СУДЬБЫ.
АБУБАКАР:
Дорогие мамы,а сейчас мы хотим вам предсказать судьбу на ближайшее время.(Раздаются конверты).
ГАСАН:
Мы раздадим вам конверты ,внутри имеются предметы.Вы их вытаскиваете по очереди.Я вам скажу,что этот предмет означает.
1.СМАЙЛИК : ИЗДАГ ОМАРОВНА !Вам надо вглядеться в зеркало и оно вам подскажет,что улыбка вам очень идет.Улыбайтесь всегда!
2.ДЕВОЧКА: ТЕТЯ АМИНА! Ваша дочь в этом месяце будет самой лучшей и в учебе ,и в поведении.
3.КНИГА: АМИНАТ КАМИЛОВНА! У вас новые поступления на сберкнижку.Ждите зарплату!
4.КЛЮЧ: МАМОЧКА! Ждет вас все счастье мира,а также новая квартира!
5.ИСТОРИЯ: НАИДА БУДАЙЧИЕВНА!Вистории вашей жизни очень скоро услышите благую весть.
6.КОНФЕТА: ТЕТЯ РАЙСАТ!Вас ожидает сладкая-сладкая жизнь.
7.КЛЕТКА: РАЙСАТ РАСУЛОВНА!Ваши клетки будут восстанавливаться,и Вы никогда не узнаете,что такое старость.
8.НИТКА: ТЕТЯ ПАТЯ! На конец лета вас ждет дальняя дорога в дальние края.
9.ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ: МАЯ Б.!Вас ждут большие успехи в работе.
10.СЕРДЦЕ :ТЕТЯ САРИЯТ!Вы проживете 100 лет ,без всяких горестей и бед!
Учитель: Ребята, сейчас родитель прочтет вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно ,кому оно посвящено?
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых меланжевых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой и солнечной пряжи,
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою...
Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?
(ответы детей)
КАРИНА: Мать следит за нашей дорогой,стараясь вовремя предостеречь нас от неверного шага или позорного поступка.
ИСЛАМ: Но иногда случается и такое.....
СЦЕНКА " ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ"
КАРИНА: Рабадан склонился над столом и сжал виски руками.Он сочинение пишет: " Как я помогаю маме".То ручку погрызет,то засопит угрюмый.
РАБАДАН: Названье есть ,а дальше что?Попробуй,тут придумай!
ИСЛАМ: Но тут из кухни мама вдруг
Негромко сына кличет6
МАРЬЯМ: Рабадан,сбегай в магазин.
Мне соли бы да спичек.
РАБАДАН: «Что ты?!
Ведь я над сочиненьем бьюсь,
Ещё полно работы!!!»
КАРИНА: Примолкла мама, а сынок
В тетради вывел фразу:
РАБАДАН: «Для мамы что-нибудь купить
Всегда бегу я сразу!»
ИСЛАМ: Вот приоткрыла мама дверь:
МАРЬЯМ: « Рабадан, ты мне нужен!
Я в магазин. Почисть пока
Картошечки на ужин!»
РАБАДАН: « Ещё чего?!»
« Мне даже слушать тошно!
Тут сочинение, а ты
С какой-то там картошкой!»
КАРИНА: Исчезла мама, а сынок
В тетради подытожил:
«Я завтрак маме сам варю,
Обед и ужин – тоже!»
УЧИТЕЛЬ: А вы, ребята, что ему
Поставите за это?
Звучит мелодия ДНК Слёзы)
Ну а теперь мы вновь вернемся к Р.Гамзатову.Его творчеством мы начали наш урок и заканчиваем тоже его словами .
Я вас прошу: и ныне, и всегда
Вы матерей своих жалейте милых,
Не то поверьте мне, вас ждёт беда —
Себя вы не простите до могилы.
Какие ключевые слова подобрал он? Какие литературные приёмы использует приэтом?
- Говоря о маме, поэт называет её «душой дома» Как вы понимаете эти слова?
Душу дома, маму…
Такой прием в литературе называется
Эпитетом, напоминаю, это художественное определение. Эпитеты призваны «разнообразить» смыл слова, сделать значение его более объемным, уникальным. Ранее мы уже знакомились с этим понятием
- Ещё один литературный троп использует автор:
Смерти угодил я под копыта…(смерть здесь автором представлена как живое существо),
Олицетворение – это перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Запишите в тетради это определение.
Пусть в ваших сердцах пусть всегда горит и никогда не гаснет огонек любви к вашим мамам.
ПОДАРКИ МАМАМ