2. Минутка чистописания | - Начнем урок с минутки чистописания. Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. -Какое сегодня число? - Посмотрите внимательно и скажите, какое соединение в сочетании с и а? - Верно. Какое соединение в сочетании М и Ы? - Какое соединение в сочетании М и О? - Какое соединение в сочетании Л и О, О и В? - Какое соединение в сочетании Ш и Е? - Какое соединение в сочетании К и А? - Какое соединение в сочетании С и В, В и А, А и Л? (На слайде фото, как правильно сидеть при письме и как правильно держать ручку) -Посмотрите. как правильно сидеть при письме, сядьте также. Возьмите правильно ручку, как изображено на картинке. Тетрадь у вас должна находиться под наклоном. -Теперь пропишите сочетания, написанные на доске. - Ребята, попробуйте составить два слова из этих сочетаний букв. (подсказка на доске картинки мышеловки и самосвала) - Какие слова у вас получились? - Молодцы! Ребята, давайте выделим корень в словах. Кто заметит подвох. Какой корень в слове самосвал? - Хорошо, кто объяснит из каких двух слов состоит это слово? - Давайте выделим корень в слове мышеловка. И назовем, из каких слов состоит? - Молодцы, ребят, назовите тему урока. - Назовите цель урока. | - 26 октября - Верхнее - Нижнее - Верхнее - В обоих случаях верхнее сочетание - Среднее - Нижнее - В сочетании С и В среднее, В и А верхнее, А и Л нижнее. Выполняют работу - Самосвал и мышеловка - Первый корень САМ, второй корень СВАЛ. - сам и сваливать - Первый корень МЫШ от слова «мышь», второй корень ЛОВ от слова «ловить». - Учимся писать слова с двумя корнями. - Научиться писать слова с двумя корнями. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Словарная работа | -Ребята, теперь будем работать со словарём. Записываем в тетради слово словарь. Вам нужно отгадать, с какими именно словами мы будем работать. Послушайте значение слова. 1. Одна из четырех стран света и направление,противоположное востоку -Записываем слово запад. (Ученик выходит к доске, вставляет букву и подчеркивает) - Записываем слово. На какой слог падает ударение? - Следующее слово. 2. Как по-другому сказать в этом месте. - Записываем слово. На какой слог падает ударение? - Следующее слово. 3. Человек, который создаёт различную технику. - Записываем слово. На какой слог падает ударение? - Следующее слово. 4. Возбуждающий интерес (в 1 знач.), занимательный, любопытный. - Записываем слово. На какой слог падает ударение? | Записывают словарь, отгадывают слова - Запад - На первый слог ЗА, запоминаем безударную гласную А во втором слоге. - Здесь - Ударение падает на гласную Е, запоминаем непроверяемую согласную букву З. - Инженер - Ударение падает на 3 слов НЕР, запоминаем безударную гласную Е. - Интересный - Ударение падает на третий слог РЕС, запоминаем безударную гласную Е. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
4.Актуализация знаний 5. Открытие нового знания Наблюдение над языковым материалом Работа с правилом Упражнения на этапе первичного закрепления. Упражнения на этапе первичного закрепления | - Ребята, давайте вспомним, сколько корней бывает в слове? (посмотрите на минутку чистописания) - Как называются слова с двумя корнями? -Откройте учебник на странице 100, посмотрите на номер 1. Прочитайте, что в этом упражнении нужно сделать? -Верно. Давайте прочитаем все слова. -Хорошо. Найдите и назовите первое слово с двумя корнями. -Почему вы назвали это слово? Пароход - это что? -Давайте запишем это слово и выделим корни. -Какие два корня выделим? -Давайте подчеркнем букву, находящуюся между корнями. Вспомните, как называется такая буква? -Молодцы. Теперь назовите следующее слово с двумя корнями. -Хорошо. Почему вы назвали это слово? -Записываем это слово через запятую. Какие корни здесь выделим? -Что подчеркиваем? -Всё верно. Назовите следующее слово. -Почему вы назвали это слово? Почему у него будет два корня? -Хорошо, записываем это слово и выделяем корни. Какие здесь корни? -Какую букву должны подчеркнуть? -Молодцы! Назовите следующее слово с двумя корнями. -Почему у него два корня? -Хорошо, записываем это слово и выделяем корни. Назовите корни в этом слове? -Верно. Какую букву не забудем подчеркнуть? -Правильно. Теперь назовите следующее слово. -Почему вы назвали это слово? -Молодцы. Записываем это слово и выделяем корни. Какие корни в этом слове? -Верно. Какую букву подчернем? -Найдите следующее слово с двумя корнями. -Почему вы его назвали? -Верно. Записываем это слово, выделяем корни. Назовите корни? -Молодцы. Подчеркиваем какую букву? -Хорошо. И найдите еще одно слово с двумя корнями. -Почему у него два корня? -Хорошо. Записываем это слово и выделяем корни. Какие? -Верно. Какую букву подчёркиваем? -Молодцы. Справились с заданием. -Теперь посмотрите на номер 2, на странице 101. Прочитайте задание. -Хорошо. Прочитаем первое стихотворение. -Найдите в этом стихотворении слово с двумя корнями. -Почему у него два корня? -Верно. Записываем и выделяем корни. Проговариваем, какие корни выделяем и какую букву подчеркиваем? -Молодцы! Читаем второе стихотворение. -Найдите в этом стихотворении сложные слова с соединительной гласной. -Записываем слово листопад. Какие тут корни и какую букву подчеркнём? -Хорошо. Теперь записываем слово водопад. Какие корни выделим и какую букву подчеркнем? -Верно. -Давайте посмотрим, какие буквы вы подчеркнули в первом и во втором упражнении. Назовите их. -Правильно, буквы о и е. (на карточках показываю эти буквы) Попробуйте сделать вывод. Какие в русском языке бывают соединительные гласные? -Молодцы. -Посмотрите теперь на номер 3 в учебнике. Прочитайте задание. -Что нужно помнить, выполняя это задание? -Верно. Давайте прочитаем первую пару слов. -Как вы думаете, какая соединительная гласная здесь будет? -Какое слово получится? -Хорошо. Записываем слово снегопад, выделяем какие корни? -Верно. Следующая пара слов. -Какая здесь будет соединительная гласная? -Хорошо. Какое слово получится? -Записываем. Выделяем корни. -Хорошо. Читаем следующую пару. -Какой буквой соединим эти слова? -Какое слово получится? -Записываем, выделяем корни. -Верно. Читаем следующую пару слов. -Какой буквой соединим эти слова? -Какое слово получилось? -Хорошо. Записываем это слово. Выделим корни. -Давайте второй столбик сделаем устно. Кто хочет проговорить первую пару слов во втором столбике? -Молодцы! Следующая пара слов. -Верно. Следующая пара. -Молодцы. И последняя пара слов. -Молодцы, ребята. -Откройте рабочую тетрадь на странице 27. Посмотрите на номер 2. Что вам здесь нужно сделать? Прочитайте задание. -По цепочке читаем слова. Называем букву, которую вставим и называем корни, выделяем их карандашом. | - Один, два (и более корней) - Сложными словами -В этом номере нужно выписать слова, в которых два корня. -пароход, старость, сероватый, самолёт, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник. -пароход -Пароход - это транспорт, который движется(ходит) с помощью пара. Ребенок выходит к доске и записывает -Корень пар и ход -Соединительная гласная -Самолёт -Самолёт - это транспорт, который сам летает. -сам и лёт -Подчёркиваем соединительную гласную о. -Лесоруб -Потому что лесоруб- человек, который рубит лес. -лес и руб -Подчеркиваем соединительную гласную о. -Мышеловка -Потому что мышеловка - это приспособление для ловли мышей -мыш и лов -Соединительную гласную е. -Пылесос. -Потому что пылесос -это прибор для всасывания пыли. -Пыл и сос. -Соединительную гласную е. -Водолаз. -Потому что водолаз -это человек, который выполняет работу под водой. -Вод и лаз. -Соединительную гласную о. -Землетрясение -Потому что землетрясение -это явление природы, когда трясётся земля. -Земл и тряс -Соединительную гласную е. -Найди в стихах сложные слова с соединительной гласной. Выпиши их. -Мухомор -Потому что мухомор -это гриб, который морит мух. -Выделяем два корня мух и мор. Подчёркиваем соединительную гласную о. -Листопад и водопад -В слове листопад корни лист и пад, подчеркиваем соединительную гласную о. -Выделяем корни вод и пад, подчеркиваем соединительную гласную о. -Буквы о и е. -Между корнями в сложных словах бывают только две буквы. Это соединительные гласные о и е. -Составьте сложные слова. Не забывай: соединительными могут быть только буквы о и е -Нужно помнить, что существуют только две соединительные гласные: о и е. -снег+падать -Буква о -Снегопад -Выделяем корни снег и пад, подчеркиваем соединительную гласную о. -вода+падать -Буква о -Водопад -Выделяем корни вод и пад, подчеркиваем букву о. -лёд+колоть -Буквой о. -Ледокол -Выделяем корни лед и кол, подчёркиваем букву о. -сам+летать -Буквой о -Самолёт -Выделяем корни сам и лёт, подчёркиваем букву о. -Пара слов дом+хозяйка. Для соединения этих слов возьмём букву о. Получится сложное слово домохозяйка. Корни в этом слове дом и хозяй. -Пара слов мышь и ловить. Соединительная гласная будет е. Получится слово мышеловка. Корни в этом слове мыш и лов. -мясо+рубить. Соединительная гласная о. Получится слово мясорубка. Корни в этом слове мяс и руб. -сам+сваливать. Возьмём соединительную гласную о. Получится слово самосвал. Корни в этом слове сам и свал. -Вставьте пропущенную соединительную гласную. -Пешеход - вставляем букву е, выделяем корни пеш и ход. Землетрясение - вставляем букву е, выделяем корни земл и тряс. Птицелов - вставляем букву е, выделяем корни птиц и лов. Паровоз - вставляем букву о, выделяем корни пар и воз. Мясорубка - вставляем букву о, выделяем корни мяс и руб. Овощечистка - вставляем букву е, выделяем корни овощ и чист. Путешествие - вставляем букву е, выделяем корни пут и шеств. Языковед - вставляем букву о, выделяем корни язык и вед. Снегокат - вставляем букву о, выделяем корни снег и кат. Кораблестроитель - вставляем букву е, выделяем корни корабл и строитель. Овощерезка - вставляем букву е, выделяем корни овощ и рез. Картофелекопалка - вставляем букву е, выделяем корни картофел и коп. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) |